Войти в почту

Художник ходит по вагонам метро с плакатами, призывающими уступать места

Часто ли каждый из нас уступает по доброй воле место в общественном транспорте? Погруженные в повседневную рутину, мы редко замечаем трудности других пассажиров. Недавно в московском метро появился активист, который ходит с плакатами, напоминающими о необходимости уступать места инвалидам, пенсионерам и женщинам. Корреспондент «МК» решила принять участие в этой социальной акции. С организатором Виталием Абрамовым я встречаюсь на станции метро «Павелецкая». Он приходит без опозданий с двумя плакатами. На первом нарисованы в стиле поп-арт самодовольный мужчина в облаке и рыдающая женщина. Вверху надпись: «Уступать место дамам — стильно, солидно, модно». На другом плакате голубого цвета схематично изображены граждане с ограниченными возможностями и пенсионер. Надпись внизу гласит: «Метро не место для выяснения социального статуса». — Идея таких прогулок по вагонам метро пришла после того, как я начал серьезно заниматься продвижением искусства, — рассказывает Виталий, студент художественного университета, перекрикивая шум поезда. — У меня и моих друзей была идея совмещения двух тем — социальной и изобразительного искусства. Вначале у нас было много бредовых мыслей. Например, мы хотели постелить в метро ковровую дорожку перед ступеньками. Она предназначалась для тех, кто решил не пользоваться эскалатором. Но потом я решил, что самое оптимальное — это плакат. — Почему на плакате достаточно размытые формулировки? — Я стремился не обидеть людей. Ходил с разными вариантами плаката. И спрашивал пассажиров, как они к ним относятся. Потом вносил коррективы. Например, если бы я просто написал, что нужно уступать место женщинам, это звучало бы как требование. Поэтому я сделал акцент на том, что так поступать круто. Послеобеденное время было выбрано моим собеседником тоже не случайно. С двух часов примерно до пяти поезда не забиты, но при этом и не пусты, и надписи легко читаются. Мы делим плакаты между собой и заходим в вагон с двух концов. Проходим не спеша, останавливаемся возле мужчин, которые не без иронии наблюдают за нами. Один из них недовольно смотрит поверх книги с вдохновляющим названием «Скажи жизни «Да». — Как будто вам негде сесть! — раздраженно замечает он, указав на свободные места. — Мы вам напоминаем о правилах поведения в общественном транспорте, — объясняю я. — На каждой остановке об этом говорят. Вам недостаточно? — Но не все слышат и помнят, — возражаю ему. Мужчина, едва сдерживая гнев, демонстративно выходит из вагона. Реакция большинства пассажиров оказывалась куда более миролюбивой. Они фотографируют нас, делают видеосъемку. Один товарищ с многочисленными татуировками на руках просит у меня номер телефона. Другой — южной национальности — пристраивается сбоку, чтобы сделать селфи. И тут же начинает хвастаться своим друзьям отправленным в соцсеть снимком. Пока мы ходили по вагонам, уступили место четыре человека, хотя Виталий уверяет меня, что обычно это происходит намного чаще. Второй наш заход в метро приходится уже на час пик. Мы протискиваемся сквозь плотные ряды пассажиров, уставших после работы. Сидящие утыкаются в экраны телефонов, смотрят отсутствующими взглядами, читают бульварные детективы и не торопятся уступать место. Лишь одна девушка показывает нам рукой знак «круто». Другая пассажирка провожает кислым замечанием: — Уверена, что невозможно переделать современную молодежь. И плакаты тут точно не помогут. Я редко вижу готовых уступать место. В следующем вагоне, увидев нас, одна из пассажирок вдруг решительно заявляет: — Уступать девушкам место нельзя. Они существа низшего порядка. А своими плакатами вы превращаете мужчин в подкаблучников. Закончив акцию, мы продвигаемся к выходу из метро. И тут нас тормозит полицейский и просит показать документы. — Не нарушайте движение граждан, — замечает он сурово, проверив паспорта, и скрывается в толпе пассажиров. — Ко мне полиция подходит каждый день, когда я бываю с плакатом, — объясняет Виталий. — Но, как правило, все обходится благополучно. Я объясняю, что ни к чему не призываю. А мои плакаты — это скорее напоминания о правилах этикета. Поэтому так было важно, чтобы надпись на плакате не звучала как призыв к действиям. — Вас когда-нибудь задерживали? — Не так давно ко мне подошел молодой полицейский. И сказал, что мой плакат — это рекламный баннер. Я ему объяснил, что это не реклама. Но он все-таки решил отвести меня в полицию. Мы пришли, но старшей по званию оказалась девушка. Она посмотрела на плакат и попеняла стражу порядка: «Зачем ты его ко мне привел?» А потом объяснила ему, что я действую в рамках закона.

Художник ходит по вагонам метро с плакатами, призывающими уступать места
© Московский Комсомолец