Ми-28НМ: Россия разработала ударный вертолет для реального боевого применения
Наряду с фронтовым бомбардировщиком с Су-34, в Сирии фурор произвел ударный вертолет Ми-28Н, заказы на закупку которого сегодня сыпятся в Москву буквально со всего мира. Россия продолжает модернизацию ударного вертолета Ми-28Н При этом, российские конструкторы не стоят месте и с 2009 года разрабатывают новую версию «Ночного охотника» – так неофициально называется Ми-28Н, причем есть основания полагать, что эта машина в скором будущем будет поставлена на вооружение Российской армии. Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский сегодня сообщил, что его организация уже преступила к государственным испытаниям вертолета Ми-28НМ. По словам Богинского, в рамках этого проекта конструкторы данной машины дали вертолету новый локатор, обеспечивающий вертолету круговой обзор, а также новую систему управления и другое оборудование, благодаря чему Ми-28НМ сможет применять высокоточное оружие. Заместитель главного редактора журнала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко в разговоре с ФБА «Экономика сегодня», отметил, что новая версия вертолета Ми-28 будет отличаться от предыдущей и фактически представляет собой принципиально новую боевую машину. «В рамках этого проекта есть буква «М», которая означает, что это модернизированная версия Ми-28 и что у нее совершенно другая фаршировка, причем в первую очередь по электронике, что, главным образом, и отличает Ми-28НМ от своего предшественника», - заключает Дрозденко. Дмитрий Витальевич отмечает, что благодаря этим изменениям данная машина гораздо дальше «видит», лучше «слышит» и точнее поражает заданную цель. Концепция Ми-28 начала разрабатываться еще в конце семидесятых Другой вопрос, что здесь нужно отметить, что Ми-28 – это разработка восьмидесятых годов, когда еще до опыта Афганской войны в СССР решили отказаться от концепции «летающего БМП» в лице Ми-24 и в рамках нового проекта подобного типа сделать чисто ударный вертолет. Первый свой полет прототип Ми-28 совершил еще в 1982 году, а государственное задание на его разработку было получено ОКБ Милля в конце 1976 года. Интересно, что одновременно такое же задание получило ОКБ Камова, которое в итоге построило Ка-50 «Черную акулу». При этом, работы шли долго, в проект вносилось много замечаний, в том числе и на основе опыта боевого применения Ми-24, из-за чего модернизированная версия этого вертолета с индексом Ми-28А, была показана широкой публике только в 1989 году на авиасалоне в Ле Бурже. Естественно, события девяностых годов очень сильно затянули эти работы – например, первый опытный образец Ми-28Н был построен в 1996 году, а его государственные испытания вместе с производством первого серийного образца затянулись на девять лет – до 2005 года. В результате Ми-28Н был принят на вооружение указом российского президента только в 2009 году, а Министерством обороны – только четыре года назад, а именно в 2013 году. Вертолет Ми-28 разрабатывался одновременно с AH-64 Apache «Разработка Ми-28 началась одновременно с американским AH-64 Apache компании McDonnel Douglas. Тогда же в СССР и США была заложена концепция чисто атакующего вертолета, но практика показывает, что потенциал у этой платформы еще достаточно большой, поскольку, как скоростные, так и маневренные характеристики Ми-28Н являются очень хорошими. Поэтому, Ми-28 будет производиться Россией еще очень и очень долго», - констатирует Дрозденко. По аналогии, как замечает эксперт, в вопросе долгожительства Ми-28 можно посмотреть, как много лет развивалась концепция ударного вертолета Ми-24, позднее ставшего новой машиной под индексом Ми-35, который стоит в России на вооружении и сегодня, а также активно продается в другие страны. Примечательно, что Ми-28 и AH-64 являются представителями ударных вертолетов второго поколения, причем в последние годы регулярно появляются спекуляции многих государств, причем в первую очередь Китая, о разработке такой машины третьего поколения. При этом, в задачи ударных вертолетов третьего поколения ставятся, например, возможность борьбы с истребителями противника, невидимость и скорость свыше 500 км в час. Концепция ударного вертолета третьего поколения не имеет перспективы «Концепция ударного вертолета третьего поколения – это не только теоретические спекуляции, но и один готовый проект в виде американской машины RAH-66 Comanche, которую в 1991 году совместно стали разрабатывать такие гиганты, как Boeing и Sikorsky. Планировалось, что результатом работ должна стать стэлс-машина, которая уничтожает буквально все на свете, но практика показывает, что это невозможно и даже нецелесообразно», - резюмирует Дрозденко. Отметим, что этот проект был прекращен и закрыт Пентагоном в 2004 году, а оба прототипа ударного вертолета третьего поколения Comanche были переданы в военные музеи. «В настоящий момент основным ударным вертолетом американской армии является AH-64 Apache, который продолжает постоянно модернизироваться. Например, американцы сейчас хотят придать ему возможность управления роем беспилотников», - заключает Дрозденко. Поэтому необходимо сделать вывод, что разработки новых ударных вертолетов, безусловно, будут, но не в рамках концепции, которая предлагается под видом «третьего поколения». «Не стоит ожидать какого-то принципиального прорыва в сфере ударных вертолетов, здесь нельзя создать нечто принципиальное новое, поэтому идущие в настоящее время в России работы в рамках проекта Ми-28НМ являются абсолютно правильными», - констатирует Дрозденко.