НПФ ведут агрессивную политику по переманиванию клиентов друг у друга

Ожидание запуска системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) вынуждает негосударственные пенсионные фонды (НПФ) ставить рекорды продаж. К концу 2017 года объем рынка НПФ приблизится к 3,5 трлн рублей, прогнозируют в RAEX (Эксперт РА). По итогам 2016 года Пенсионный фонд РФ получил 12 млн заявлений о выборе фонда, однако почти половина из них была забракована. «Это говорит о предельно агрессивной политике большинства фондов по переманиванию клиентской базы друг у друга, — отметил на круглом столе «Будущее пенсионного рынка» управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам RAEX Павел Митрофанов. — Дублирующих по смене НПФ заявлений оказалось в полтора раза больше удовлетворенных». По словам Митрофанова, в оставшееся до запуска ИПК время (запланирован на 2019 год) важно не допустить громких репутационных скандалов, связанных с недобросовестными практиками переводов клиентов из фонда в фонд, а также искусственного удержания клиентов. Участники круглого стола рассказали о прошедшем на прошлой неделе совещании в ЦБ, на котором обсуждалась защита прав клиентов НПФ. По словам первого вице-президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Сергея Эрлика, фонды сейчас ведут две разных стратегии — одни направляют все усилия на сохранение клиентской базы, другие агрессивно наращивают эту базу. С недобросовестными практиками переманивания клиентов нужно бороться, отметил Эрлик, не исключив, что требования регулятора в этой части будут ужесточаться. Проблема в том, что сейчас зачастую клиент даже не знает о том, что совершил какое-то волеизъявление, отметил президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Сергей Беляков. То есть человек не сам принимает решение о смене фонда. Те же, кто такое решение принял, не понимают, что теряют накопленный инвестиционный доход (при смене НПФ чаще, чем раз в пять лет). Для того чтобы решить эту проблему, надо внести изменения в законодательство, полагает Беляков, чтобы текущий страховщик информировал клиента, сколько тот потеряет в случае перехода. Исходя из этого, клиент сможет взвесить риски и принять осознанное решение, стоит ли ему менять фонд или нет. По оценкам RAEX, успешный переход на ИПК — с господдержкой и в сопровождении масштабной PR-кампании со стороны и государства, и НПФ — позволит привлечь в первый год работы системы 20—30 млрд рублей. Однако оптимистичный прогноз маловероятен, полагает Павел Митрофанов. В консервативном сценарии старт будет во многом номинальным — с близкими к нулю взносами. Участники круглого стола подчеркивали, что отчислять даже 1% от зарплаты в систему ИПК многим людям будет сложно, так как средние зарплаты в России сегодня составляют 36 тыс. рублей. В RAEX также обратили внимание на то, что будущая пенсионная система (ИПК) будет конкурировать с другими продуктами за деньги клиентов (в частности, инвестиционным страхованием жизни и индивидуальными инвестиционными счетами). Отчислять надо будет не деньги работодателя, а вполне живые деньги самих людей, отметил Павел Митрофанов, поэтому нужны серьезные стимулы, чтобы они захотели направить их в ИПК.

НПФ ведут агрессивную политику по переманиванию клиентов друг у друга
© РИА Новости