«У нас есть проблема взаимоотношений с Гибдд»
Глава транспортного комитета Екатеринбурга о повышении эффективности пассажирских перевозок Власти Екатеринбурга перенесли на 2019 год внедрение в городе новой маршрутной сети общественного транспорта, однако работу по повышению эффективности перевозок никто не прекращает. Председатель комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга Игорь Федотов рассказал о том, какие изменения произойдут в городе в ближайшее время. – Администрация Екатеринбурга была решительно настроена запустить транспортную реформу с 1 июля, однако в последний момент было решено перенести ее на 2019 год. Что повлияло на то, чтобы сдвинуть сроки? Может быть общественное мнение? Очень многие горожане выражали недовольство готовящимися изменениями. – Когда мы спрашивали людей, какими именно изменениями они недовольны, они не могли ответить. Сложилась достаточно парадоксальная ситуация. Жители и против внедрения новой маршрутной сети, и против того, чтобы все осталось по-прежнему. Все понимают, что изменения все равно нужны, может не такие радикальные, как предлагались. Когда мы перенесли внедрение транспортной реформы на 2019 год, у нас стали появляться обращения другого порядка. Люди надеялись, что хотя бы к 2019 году что-то изменится, потому что то, что творится на улицах города с общественным транспортом сейчас, недопустимо. Благодаря переносу у нас появилось достаточно много времени для тщательной подготовки реформы. Вся подготовительная работа, необходимая для внедрения маршрутной сети, остается в полном объеме и будет выполняться уже в этом году. У нас появилось время на то, чтобы это сделать в спокойной обстановке и посмотреть на результат, который получится. – Что изменится в работе общественного транспорта Екатеринбурга в текущем году? – В течение 2017 года у нас будут появляться выделенные полосы для общественного транспорта. Их перечень составлен, работа уже началась. В рамках подготовки к чемпионату мира 2018 года планируется создание 28 отрезков выделенных полос для движения клиентских групп. Всего будет создано 16 полос для пневмоколесного транспорта и 15 полос для трамваев. Безболезненное выделение одной полосы для общественного транспорта возможно там, где число полос движения по улице в одном направлении – больше трех. Большая часть этих полос будет оснащаться камерами фото- и видеофиксации. Камеры будут стоять в основном на улицах Белинского, Розы Люксембург, Чапаева, Малышева, проспекте Ленина и других центральных улицах. – Что изменится в работе с перевозчиками, которые сейчас работают на городских маршрутах? – На 45 маршрутах сроки договоров с перевозчиками заканчиваются. Мы решили внимательно посмотреть, насколько они необходимы. Те маршруты, без которых обойтись нельзя, будут торговаться на основе федерального закона №220 на условиях конкурсной документации с достаточно жесткими современными требованиями ко многим составляющим – к транспортным средствам, к водителям и их работе. Если перевозчики будут их выполнять, то они будут получать гарантированную субсидию из городского бюджета. Если что-то выполняться не будет, то к перевозчикам будут применяться штрафные санкции – их 32 пункта. Сейчас на торги будет выставлено восемь лотов из 21 маршрута. – Как будет осуществляться замена подвижного состава? – На маршрутах должны остаться автобусы среднего и большого класса. С 2018 года все автобусы по условиям конкурса у нас должны быть зеленые. В новых маршрутах не должно быть автобусов старше пяти лет. Минимум один автобус на маршруте должен быть оборудован средствами для перемещения маломобильных групп. Это параметры конкурсной документации. На сегодняшний день у нас закуплено для муниципального объединения автобусных предприятий (МОАП) 169 автобусов. Закупка осуществляется из средств областного и муниципального бюджетов. – Перевозчики готовы к изменениям? – Есть те, у которых старый подвижной состав, они сейчас предпринимают меры с целью отменить новые правила. Если раньше мы заключали договоры на перевозку, то сейчас мы заключаем договоры на выполнение транспортной работы. Перевозчик обязан отъездить определенное количество километров по маршруту городского транспорта. Сколько километров он отъездил, столько денег и получит, вне зависимости от выручки. – Когда и как будет тестироваться повременной тариф? – Техническое опробование повременного тарифа планируется с июля. Пока мы планируем, что он будет работать только в рамках трамвайно-троллейбусного управления. По результатам опробования мы будем решать вопрос о его тиражировании. Следующим этапом будет подключен МОАП. Тариф будет дополнительным к существующим тарифам. Ничего отменять с июля мы не будем, у горожан останется возможность ездить по существующим тарифам. Просто появится дополнительная возможность пользоваться повременным тарифом. Пока прорабатывается четыре временных диапазона: по 90, 60, 45 и 30 минут. Стоимость минут пока не установлена. – Кто сможет пользоваться повременным тарифом? – Повременной тариф реализуется только с помощью ЕКАРТы, потому что пассажира перевозит несколько разных перевозчиков и транспортных средств. Те деньги, которые пассажир потратил на одну поездку, должны быть разделены между перевозчиками. Перевозчиков можно определить только с помощью ЕКАРТы. Другого варианта внедрения тарифа нет. – Какие виды маршрутов предполагается ввести? – Маршруты будут делиться на высокочастотные (интервал от 3,5 до 7 минут), низкочастотные (10-15 минут) и подвозящие (до 20 минут). Самую высокую нагрузку будут нести высокочастотные маршруты. В этом случае на отрезках должны будут ездить автобусы большой вместимости. На сегодняшний день даже в час пик транспорт не ходит с загрузкой более 40% по основным магистралям города, а в вечернее время там вообще единицы пассажиров. Начинается гонка за этими пассажирами. Или вторая крайность – когда водители стоят у остановок метрополитена и ждут пассажиров. Нездоровая конкуренция проявляется именно в такой форме. Причина одна – низкая загрузка транспорта и неэффективное его использование. Количество маршрутов в городе избыточно. – Как реформа затрагивает остановки? – За 2018 год мы планируем перенести 39 остановок. В первую очередь те, к которым много вопросов. Например, на углу Ленина-Луначарского, где трамвайная остановка находится далеко от перекрестка. Таких остановок много в Орджоникидзевском и Чкаловском районах. По сути мы будет возводить на новых местах новые остановки. – В Екатеринбурге появится центр управления перевозками. Как он будет функционировать? – Центр управления перевозками начинает работать уже с мая. Сейчас мы проводим внесение данных в систему по маршрутам, остановкам и расписаниям. У центра будет специализированное программное обеспечение, которое позволит с помощью GPS, установленного на транспортном средстве, контролировать все транспортные средства на маршрутах. По условиям новых договоров с перевозчиками, если в системе не будет рейса, то он не будет засчитываться. С помощью центра будут решать вопросы по спорным ситуациям, например, при ДТП или проблемах с электричеством. Центр будет искать альтернативные варианты обеспечения транспортного обслуживания. Также мы ставим задачу синхронизировать все маршруты и составить расписание, чтобы на пересекающихся отрезках трамваи и автобусы не мешали друг другу. Ну и еще одна составляющая – мы хотим, чтобы у граждан появлялась высокая степень информированности. На нашем портале и в мобильном приложении «Яндекс. Транспорт» будет возможность спланировать маршрут и узнать, где находится необходимый транспорт, через сколько минут он подойдет. – Известно, что в ближайшее время планируется ликвидировать сразу 15 маршрутов. Как это будет компенсироваться? – Прежде чем принимать решение, мы анализировали ситуацию с реальным пассажиропотоком. Мы изучали, какие транспортные средства ходят по тем или иным направлениям, считали, сколько транспортных единиц нужно. Исходя из этого, было принято решение исключить отдельные маршруты из маршрутной сети, а по многим оставшимся маршрутам изменить интенсивность движения. Расчеты были произведены на основе существующего пассажиропотока. – Будет ли в рамках реформы произведено обособление трамвайных путей на центральных улицах? – На сегодняшний день у нас обособлено уже более 50% трамвайных путей. К сожалению, у нас есть проблема взаимоотношений с ГИБДД. Автоинспекторы считают, что, обособляя полосу для трамваев, мы отбираем полосу движения у автомобилистов. Правилами дорожного движения разрешается выезд автомобиля на трамвайные пути при попутном движении и повороте. Мы все-таки считаем, что общественный транспорт у нас должен быть в приоритете, потому что на одной единице общественного транспорта всегда передвигается значительно больше людей, чем в легковом автомобиле. Но ГИБДД крайне негативно относится к обособлению путей. У них нет понимания, что, по большому счету, город не для автомобилей, а для граждан. – Кондукторы и водители, работающие в муниципальных транспортных предприятиях, в марте выходили на митинги против задержек зарплат. У транспортных предприятий муниципалитета накоплены долги перед поставщиками энергоресурсов. Как меняется ситуация? – Долги по зарплате, из-за которых люди выходили на митинги, были только в МОАПе. Эти долги в марте были ликвидированы. Транспортные предприятия сегодня находятся в нелегкой финансовой ситуации. В любом городе работа общественного транспорта убыточна и зависит от субсидий, которые выплачиваются из бюджета. Те субсидии, которые город должен выплачивать, выплачиваются на регулярной основе. Интервью взяла Александра Новикова