Михаил Мамута: Решение финомбудсмена будет обязательно к исполнению
Кто сможет обращаться к уполномоченному, с какими проблемами, для кого его решения будут обязательными к исполнению? На эти и другие вопросы "Российской газеты" ответил Михаил Мамута, руководитель Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Будет ли деятельность финомбудсмена ограничена сектором страхования или споры граждан с банками и микрокредиторами он тоже сможет рассматривать? Михаил Мамута: Предполагается поэтапное распространение обязательности закона о финансовом омбудсмене на все секторы финансового рынка, обслуживающие физических лиц. Согласно концепции, на первом этапе институт финомбудсмена будет обязательным для страховых компаний, предоставляющих услуги по заключению договоров моторного страхования. обязательного и дополнительного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО и ДСАГО), а также КАСКО (добровольное страхование транспортного средства от ущерба и угона. -Прим. ред.). Для банков и микрофинансовых организаций (МФО) на этом этапе он будет добровольным. Затем обязательность распространится на МФО, а с 2021 года - на банки, ломбарды и кредитные кооперативы. Важно подчеркнуть, что обязанность сотрудничать с финансовым уполномоченным - отвечать на запросы, исполнять решения - предусмотрена только для финансовых организаций. А у граждан появится выбор - обратиться в суд или разрешить спор через омбудсмена (за исключением тех рынков, где сегодня уже установлен обязательный претензионный порядок рассмотрения жалоб финансовой организацией). Если предполагается участие и банков, и страховщиков, и микрофинансовых организаций, то будет ли финансовый омбудсмен одним человеком или это будут разные люди? Михаил Мамута: В настоящее время законопроект дорабатывается в этой части. Позиция Банка России состоит в том, что омбудсмен должен специализироваться в конкретной области деятельности, поскольку невозможно одинаково хорошо разбираться во всех сегментах финансового рынка. Поэтому предпочтительной является конструкция профильных омбудсменов по разным видам финансовых услуг. В чем будет заключаться работа финомбудсмена, какие у него будут полномочия? Михаил Мамута: Финансовый уполномоченный, получив обращение от гражданина, запросит позицию финансовой организации и предложит ей урегулировать спор самостоятельно. В случае отказа финансовой организации омбудсмен рассмотрит вопрос по существу, опираясь на заявление физического лица, позицию финансовой организации и, при необходимости, результаты проведенной экспертизы. Предполагается, что решение финансового омбудсмена будет обязательно к исполнению, а за неисполнение будет налагаться штраф. Какие споры будет рассматривать уполномоченный, планируется ли устанавливать ограничения по сумме претензий? Михаил Мамута: Предполагается, что омбудсмен будет рассматривать все виды споров, содержащих имущественные претензии. Отдельная тема - реструктуризация кредитов. Так как в них нет признаков имущественного спора, а есть лишь апелляция к доброй воле кредиторов изменить действующие условия договора. Мы предполагаем этот сегмент споров сделать исключительно добровольным для любых кредиторов. Вопрос в отношении сумм находится в стадии обсуждения. За рубежом есть практика установления как верхней, так и нижней границы сумм. Смогут ли участники рынка оспаривать решения финомбудсмена в суде? Смогут ли это делать граждане? Михаил Мамута: Право на судебную защиту незыблемо. Любая несогласная сторона сможет оспорить решение финансового омбудсмена в суде. Кто и как будет назначать или выбирать финансового омбудсмена? Михаил Мамута: Финансовые омбудсмены должны быть высочайшими профессионалами с безукоризненной репутацией. Предполагается, что их станет назначать Наблюдательный совет по представлению не менее одной трети его членов. Детали конструкции еще обсуждаются. Кто будет финансировать содержание финансового омбудсмена и его аппарата? Михаил Мамута: В первый год расходы на содержание института Банк России берет на себя. В этот период будут отработаны механизмы урегулирования споров. В дальнейшем основным источником финансирования станут взносы со стороны финансовых организаций в виде платы за вынесенные решения в пользу физических лиц. Это будет стимулировать финансовые организации не доводить ситуацию до спора: чем меньше граждане спорят с организацией, тем меньше плата на содержание омбудсмена. На практике формула будет чуть более сложной, включая контроль дисциплины (своевременности и полноты) исполнения решений финансового омбудсмена. У финансовых организаций будет возможность не платить вовсе - через ответственное взаимодействие со своими клиентами. Как показывает практика стран с развитыми финансовыми рынками, омбудсмен не повышает, а понижает совокупные затраты компаний на споры с клиентами, поскольку стимулирует их добровольное досудебное разрешение. В случае необходимости предполагается дефицит бюджета института финомбудсмена разрешать покрывать Банку России, как минимум в течение периода становления. Какие основные задачи, по мнению Банка России, должен будет решить институт уполномоченного на финансовом рынке? Михаил Мамута: Их три. Во-первых, повышение доверия граждан к финансовым услугам. Во-вторых, содействие практикам "ответственного финансирования". В-третьих, снижение числа споров между гражданами и финансовыми организациями. Публичность деятельности, материальные стимулы для финансовых организаций, как показывает зарубежный опыт, достаточно быстро меняют качество взаимодействия финансовых организаций и потребителей их услуг. Планы В списках не значатся В России может появиться единый реестр вкладчиков. Банк России рассматривает его создание в качестве одной из мер по борьбе с забалансовыми вкладами, сообщил первый заместитель председателя ЦБ Дмитрий Тулин на заседании рабочей группы Комитета Госдумы по финансовому рынку. Такой реестр, по словам Тулина, позволит осуществлять оперативный контроль и выверку данных учета банков и данных учета АСВ и ЦБ. Банк России также готовит предложения по усилению уголовно-правовой ответственности за создание неучтенных вкладов. Такие действия, по мнению регулятора, должны быть выделены в самостоятельный состав преступления. Причем ответственность за подобные нарушения должна быть предусмотрена как для топ-менеджмента банков, так и для рядовых сотрудников - операционистов и кассиров. Дмитрий Тулин уточнил, что по этому поводу у Банка России уже "есть взаимопонимание" с правоохранительными органами. Кстати, регулятор пока не планирует завершать "оздоровительные процедуры" на банковском рынке. Заместитель председателя ЦБ Ольга Полякова, комментируя эту тему в Госдуме, уточнила, что эта работа будет продолжаться еще, как минимум, один-два года.