Всемирный банк рекомендовал регионам РФ повысить налоги и зафиксировать штат бюджетников

Для повышения экономической устойчивости российским регионам следует использовать максимальную ставку налога на прибыль, ускорить переход на исчисление земельного и имущественного налогов на основе рыночной стоимости и прекратить наращивать штат бюджетников. Такие рекомендации содержатся в майском докладе Всемирного банка «Экономика России: от рецессии к восстановлению». «Пока мы не видим, чтобы какой-то макрокризис угрожал региональным бюджетам», – заявил в ходе пресс-конференции главный экономист Всемирного банка по России Апурва Санги. Десятилетнее наращивает дефицита консолидированного бюджета прекратилось, а госдолг регионов находится не на критичном уровне, указал Санги. Однако в части госдолга опасность представляет то, что около его половины приходится не на дешевые бюджетные займы, а на дорогие краткосрочные коммерческие кредиты, констатировал экономист. Основной проблемой является крайняя неравномерность развития регионов. Субъектам федерации необходимо думать над пополнением доходной части бюджетов и повышать экономическую эффективность, советует Санги. В области региональной политики в качестве мер краткосрочного характера правительство, которое при этом само испытывает ограниченность ресурсов, могло бы увеличить размер федеральных трансфертов, говорится в докладе. В свою очередь регионы могли бы повысить ставку налога на прибыль организаций до максимально допустимого уровня в 18% (региональные госорганы могут корректировать ставку от 13,5% до 18%), а также воздерживаться от предоставления налоговых льгот отдельным предприятиям. Кроме того, правительство могло бы повысить НДФЛ, а регионы — ускорить переход к исчислению налога на имущество, земельного и налога на помещения на основе рыночной, а не балансовой стоимости, рекомендуют экономисты. В части расходов регионы «могли бы и в дальнейшем придерживаться своей текущей стратегии – сокращение капитальных расходов и сдерживание роста фонда заработной платы». В целом сокращение капрасходов вряд ли окажет значительное влияние на бюджеты, поскольку данные статьи в 2015 году занимали около 10% расходов регионов, отмечается в докладе. Больший же эффект даст сокращение зарплатного фонда, и на это есть два способа, перечисляют авторы: заморозка номинальной зарплаты, что может пойти вразрез с указами президента, либо сокращение штатов, что также является затруднительным. «Более приемлемым подходом является введение моратория на прием новых сотрудников», – указывают во Всемирном банке. Однако данная мера даст эффект только после ухода действующих сотрудников, оговариваются экономисты. Еще одним вариантом может стать добровольная отставка с денежной компенсацией, но на такое согласятся лишь сотрудники с перспективами трудоустройства во внебюджетном секторе, однако такие кадры госучреждения напротив стремятся удержать. Но данные стратегии могут быть устойчивыми только в краткосрочной перспективе, предупреждают во Всемирном банке: со временем финансирование капвложений придется восстановить для замены инфраструктуры, как и прием на работу для заполнения вакансий на ключевые позиции. В долгосрочной же перспективе для обеспечения устойчивости налогово-бюджетной сферы регионов потребуются меры по повышению эффективности государственного сектора, заключают экономисты. Регионам следует выявить виды деятельности для упразднения или передачи частному сектору, провести отбор капитальных объектов для инвестиций и госзаказов. Также регионы могут использовать более адресные методы ограничения зарплат на основе функционального анализа системы оплаты труда и классификации должностей, наконец, следует провести конкретные реформы в отдельных секторах, в частности, в системе образования. Вместе с тем регионы могли бы сократить расходы на социальную помощь и усилить ее адресность. Федеральным властям потребуется кардинально пересмотреть вопрос перераспределения доходов между федеральным центром и регионами, констатируют во Всемирном банке: это можно сделать либо за счет передачи большего объема функциональных полномочий на федеральный уровень или повышения доходов регионов. Если правительство хочет повысить расходы на соцзащиту, то оно могло бы полностью взять на себя ответственность за выплату пенсий или увеличить трансферты регионам, при желании увеличить расходы на образование — аналогичным образом можно напрямую выплачивать зарплаты учителям или доводить трансферты, рассуждают авторы. Если же правительство хочет повысить расходы на нужды регионов и муниципалитетов, то оно могло бы нарастить нецелевые трансферты или увеличить долю регулирующих налогов, частично поступающих в регионы. «Если не произойдут такие изменения, то Россия может столкнуться с долговременным снижением качества человеческого капитала, социальных услуг и инфраструктуры», — резюмируется в докладе.