Около 70% работодателей не удовлетворены профессиональными знаниями и навыками сотрудников среднего и низшего звена. Таковы результаты исследования, проведенного НАФИ совместно с НИУ ВШЭ. И лишь 37% респондентов заявили о нехватке необходимых навыков у топ-менеджеров. Аналитический центр НАФИ совместно с Лабораторией исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ изучили уровень развития человеческого капитала в 2000 предприятиях страны. И если, по мнению участников опроса, руководителям не хватает лидерских качеств, умения работать с людьми и принимать нестандартные решения, то к специалистам более серьезные претензии. Специалисты, по мнению работодателей, не обладают необходимыми профессиональными навыками, не умеют планировать свою работу, а также самостоятельно решать возникающие проблемы. Нестандартного подхода им не хватает так же, как и топам. К рабочим и служащим низшего звена тоже немало претензий — по оценкам работодателей, помимо профессиональных навыков им не хватает добросовестности (30% опрошенных) и неконфликтности (12,5%). Исследование показало, что компании, находящиеся в тяжелом финансовом положении, чаще жалуются на нехватку профессиональных навыков сотрудников. А финансово устойчивые предприятия в большей степени испытывают потребность в таких качествах своих кадров, как умение взаимодействовать с коллегами, решать проблемы, возникающие в ходе работы, и способность принимать нестандартные решения. При этом в финансово неуспешных предприятиях реже сомневаются в компетенциях своих управленческих кадров, а претензий к навыкам и компетенциям специалистов и рабочих там гораздо больше. Требования к руководителям у компаний различаются в зависимости от их профиля. Предприятиям торговли нужны руководители с развитыми лидерскими качествами, а в промышленности нужны менеджеры, умеющие решать возникающие проблемы. От руководителей компаний финансового сектора ожидают лучших профессиональных навыков и открытости новым идеям. Больше всего претензий к рабочим и низовому персоналу у владельцев промышленных и строительных предприятий. Они жалуются на нехватку у сотрудников профессиональных навыков, умения работать самостоятельно и добросовестно. Не хватает добросовестности подчиненных и руководителям предприятий торговли. А в финансовом секторе отмечают в основном нехватку профессиональных навыков. Руководитель направления HR-исследований аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова отметила, что результаты опроса отражают именно субъективное мнение работодателей. Этим отчасти и объясняется высокая оценка топ-менеджеров. — Они оценивали сами себя и навыки руководителей, которые находятся близко к ним, — сказала «Известиям» Людмила Спиридонова. — И в целом получается, что они довольны и собой, и своими руководящими сотрудниками. Респонденты говорили, что профессиональных навыков у руководителей хватает, но им недостает лидерских качеств, способности повести коллектив за собой, принимать нестандартные решения в критических ситуациях и находить общий язык с подчиненными. Управляющий партнер сообщества «HR-эксперты» Виктория Пятница отмечает, что, несмотря на субъективный фактор, результаты исследования показывают реальное положение дел. — Разрыв между квалификацией менеджера среднего звена и топ-менеджера — гигантский. Во-первых, компании не так часто готовы прикладывать усилия для обучения менеджеров. Во-вторых, обучение часто проводится, что называется, для галочки, — считает эксперт. — А если компания просто обучила специалистов, но потом не сопровождает их и не контролирует, как они применяют свои знания на практике, то это пустая трата денег. Такое бывает очень часто — обучились, разошлись по своим рабочим местам и делают то же, что и раньше. Эксперт обратила внимание, что работодатели часто жалуются на нехватку умений решать внезапно возникающие проблемы. — Управление изменениями сейчас выходит на первый план. В нашей природе, к сожалению, заложено то, что мы очень не любим меняться. А в быстро меняющемся мире бизнеса люди должны привыкнуть к изменениям, — сказала Виктория Пятница. Она добавила, что для всех менеджеров общей проблемой является делегирование полномочий, умение ставить задачи и тайм-менеджмент.