ИВ Шамахинского района вынуждает фермеров обращаться в Евросуд
Ильхам Ахмедов, Sputnik Азербайджан Зимние пастбища в Шемахинском районе отбирают у арендаторов. В местной исполнительной власти им сказали, что руководствуются изменениями в законодательстве, но арендаторы обвиняют руководителей района в самоуправстве. В своем обращении в редакцию Sputnik Азербайджан группа шемахинских фермеров рассказала о том, что они арендовали пастбища в районом массиве Падар сроком до 20 лет. Однако, указом Кабинета министров АР от 23 сентября 2016 года назначение зимних пастбищ в Падарском массиве изменилось — теперь эта земля получила категорию пахотной. ИВ Шемахинского района, руководствуясь этим указом, требует у арендаторов земли обратно. Но те не понимают, чем объясняется изменение назначения земли, которую они 15 лет использовали как пастбище. Согласно указу под номером 138, принятому ИВ района 11 ноября 2016 года, договор об аренде земли, заключенный с гражданами, прекратил свое действие в одностороннем порядке и было решено забрать эти земли. Один из арендаторов, Тогрул Салахов рассказал, что каждый из них арендовал примерно 500 гектаров земли. "Мы вложили в эти земли деньги, организовали хозяйства. А теперь ИВ оказывает на нас давление, требуя от нас письменного отказа от земель, при этом без каких-либо расчетов и оценки ущерба", — сказал Салахов. Решение забрать у 105 землевладельцев землю приведет к приостановке их деятельности. Как будут жить, зарабатывать на жизнь почти 650 семей, занятые в этих хозяйствах, неизвестно, возмущается Салахов. Кроме того, ИВ не заботит, что станет с почти тремястами тысячами голов мелкого рогатого скота, десятью тысячами голов крупного рогатого скота, 1600 пастушьих собак. При этом фермер отметил, что арендаторы и сами могли бы заниматься на этих землях земледелием: "Они хотят вернуть себе землю, и не хотят создать условия для нас, чтобы мы возделывали ее". В настоящее время договор об аренде земли все еще остается в силе. Но фермеры жалуются, что местная исполнительная власть нарушает их права и интересы, обеспечиваемые законом. Все попытки поговорить с первым заместителем главы ИВ района Гасымом Гасымовым не увенчались успехом. Несколько раз под различными предлогами он отказывался от беседы, а затем и вовсе перестал отвечать на звонки. Юрист Халид Мамедов, комментируя проблему для Sputnik Азербайджан, в первую очередь отметил, что и посевные земли, и пастбища относятся к категории сельскохозяйственных угодий. Особенности использования земель определяет законодательство. По его мнению, если будут учитываться длительное и постоянное занятие на указанных землях сельским хозяйством, а также то, что земля составляет экономическую основу бизнеса этих землевладельцев, при том, что прекращение деятельности договора может иметь отрицательные последствия для семьи арендатора и для его работников и их семей, то дальнейшее продолжение юридических отношений по договору представляется более разумным и справедливым. В статье 73 Земельного кодекса АР, регулирующей основания для прекращения прав на земельные участки, а также в утвержденных постановлением Кабинета министров номер 42 от 15 марта 2000 года "Правилах передачи в пользование или аренду, а также использования выгонных, пастбищных и покосных участков", изменение назначения земельного участка не дает оснований для прекращения договора об аренде, отметил эксперт. Вместе с тем юрист добавил, что нецелевое использование земли может быть основанием для прекращения договора об аренде. Но в то же время Закон "О покупке земли для государственных нужд" не классифицирует изменение назначения и категории земли как основание для того, чтобы ее забрать. "Согласно принципам правового государства, если государственные органы вмешиваются в права аренды, то это должно происходить на основе достижения справедливого баланса между общими интересами государства и индивидуальными правами", — считает Мамедов. Он также отметил, что если государственные органы в своих действиях не учитывают экономические и имущественные интересы предпринимателей, а также предлагают малый объем компенсации, все это в рамках определенных условий может составлять нарушение первой статьи Первого протокола Европейской конвенции "О защите прав и основных свобод человека".