ГАЗ и КАМАЗ переживут санкции Украины
Санкции Украины против продукции российского автопрома не слишком скажутся на производителях, так как в последние годы украинский рынок заметно сжался. Кроме того, решение по санкциям является сугубо политическим. Такое мнение высказали эксперты ФБА "Экономика сегодня". Ранее Украина ввела трехлетние санкции в отношении нескольких российских компаний. Указ, подписанный президентом Петром Порошенко 15 мая, коснулся и автопроизводителей. “Группе ГАЗ” и входящим в нее “Русские автобусы – Группа ГАЗ” “ПАЗ” будут блокировать активы, ограничат торговые операции, а все экономические и финансовые обязательства украинских партнеров перед ней будут прекращены. Вводится также полный или частичный запрет операций с ценными бумагами компаний, запрещается передача технологий и прав на объекты права интеллектуальной собственности. Кроме ГАЗ, под санкции попал ПАО «КАМАЗ»: для этой компании вводятся ограничения на торговые операции на Украине, сроком на год. Без серьезных последствий "Решение совершенно политическое, плюсов от этого решения никаких не будет, только большие и не очень большие минусы, считает исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. "Если говорить о рынке Украины, он за последние годы, в период кризиса, сильно сжался, примерно в пять раз, объемы его теперь не слишком велики. И у ГАЗа, и у КАМАЗа на местном рынке были хорошие позиции, однако украинский рынок для России не являлся крупнейшим. Соответственно, серьезных последствий ждать не стоит", - уверен Удалов. У российских автопроизводителей в любом случае есть задача выходить на зарубежные рынки, ее будут решать и дальше, просто с учетом новых условий, подытожил эксперт. Порошенко "Богдану" в помощь Что касается Украины, ей придется замещать возникшие ниши либо закупкой в других странах, либо усилением эксплуатации старой техники, либо ростом производства. Это, кстати, может дать корпорации "Богдан" дополнительные возможности для развития. Об этом говорит и независимый автомобильный эксперт Алексей Захаров. "Так как менеджмент корпорации связан с высшими эшелонами украинской власти, лоббировать эти санкции было не особо сложно. На волне ура-патриотизма народные массы эти санкции поддержат, а "Богдан" получит преференции", - сказал эксперт. "Богдан Моторс", которым владеет бывший бизнес-партнер Петра Порошенко Олег Гладковский, является основным конкурентом попавших под санкции "Русских автобусов". Экспорт продукции российского автопрома на Украину по итогам прошлого года вырос почти на треть, до 6800 штук, по сравнению с 2015-м. Среди автобусов лидировали как раз-таки машины ПАЗ - по данным за январь 2017 года, ПАЗ составил более четверти всех проданных в том месяце автобусов. Продукция "Богдана" значительно отставала.