Без таланта к разочарованию: как Хельга Рабл-Штадлер развивает Зальцбургский фестивать
Ранее Хельга Рабл-Штадлер работала политическим журналистом (в начале 1970-х годов она была единственной женщиной в Австрии, которая вела в газете авторскую колонку), занималась семейным бизнесом (ее семья владеет несколькими модными магазинами), возглавляла Австрийский федеральный экономический совет (была первой женщиной на этой позиции). Должность президента Зальцбургского фестиваля (в 2020 году этот музыкальный фестиваль отметит век своего существования) Рабл-Штадлер занимает уже более 20 лет – и она также стала первой женщиной, получившей этот пост. Как президент, она отвечает за привлечение финансирования – что в случае проектов в сфере искусства означает поиск спонсоров и совмещение частных и государственных средств. В 2017 году, например, фестиваль финансово поддержит российская газовая компания «Новатек». — Как вы стали президентом Зальцбургского фестиваля? — Знаете, невозможно изначально в своей карьере ставить перед собой цель стать президентом фестиваля. До этого я работала журналистом, предпринимателем, занималась парламентской деятельностью. При этом я родилась в Зальцбурге, и в 1994 году узнала, что экс-президент Зальцбургского фестиваля хочет уйти в отставку по личным причинам. Тогда я подумала, что хотела бы заняться продвижением такого масштабного проекта. Первый раз кто-то открыто говорил: «Я хочу стать президентом фестиваля». Обычно люди, напротив, говорят: «Нет, нет, это не для меня». И особенно удивительно это было услышать от меня-женщины. Надо сказать, это не единственный случай, когда я была первой женщиной на том или ином посту. Например, в 1988 году я стала председателем Австрийского Федерального Экономического Совета (Austrian Federal Economic Chamber — прим. Forbes Woman). Конечно, женщине возглавлять такой крупный фестиваль, как Зальцбургский, непросто. Сейчас идет мой двадцать третий сезон. И меня уже попросили занимать пост президента до 2020 года — это будет столетний юбилей фестиваля. — Каковы ваши президентские обязанности? — В рамках фестиваля я называю себя министром иностранных дел, ведь я занимаюсь его продвижением по всему миру, а также отвечаю за всю коммерческую деятельность. Во-первых, мне необходимо убедить мэра, казначея, губернатора Зальцбурга в том, что на фестиваль необходимо выделить государственные деньги. Во-вторых, я привлекаю корпоративные средства и средства от частных жертвователей. Если мы хотим взаимодействовать со спонсорами, необходимо создать атмосферу доверия. Если его не будет, ничего не получится. А за пару недель доверительные отношения не наладить. К примеру, я познакомилась с Дмитрием Аксеновым (учредителем Aksenov Family Foundation — прим. Forbes) три года назад. И вот только сейчас он будет участвовать в нашем фестивале финансово. У спонсора должно быть это ощущение партнерства. Для него реализовать такую художественную работу — это привилегия. У него не должно быть впечатления, что я, как какая-то попрошайка, хожу и умоляю его дать деньги. Он должен считать, что финансировать Зальцбургский фестиваль — это честь. — В чем для вас лично заключаются сложности этой позиции? Как вы с ними справляетесь? — Необходимо убедить потенциального спонсора в том, что наш проект замечательный. Программа фестиваля должна настолько ему понравиться, чтобы он сам захотел выделить на нее средства. Также нужно убедить самих артистов помочь мне рассказать спонсорам о проекте, так как зачастую музыканты, певцы, актеры не желают с ними встречаться, что-то им объяснять. Как я справляюсь с этими трудностями? Я люблю фестиваль, под который привлекаю средства — вот и весь секрет. — Для вас, как для президента фестиваля, эта деятельность — это искусство или бизнес? — Безусловно, и то, и другое. Это своеобразная смесь. Что касается бизнес-части, это действительно трудно. Работа по фандрайзингу многого от меня требует. — Как строится программа Зальцбургского фестиваля? — Этим занимаюсь не я. Предложение программы строит художественный руководитель. Конечно, мы вместе ее обсуждаем. Но, учитывая мое образование, я прежде всего предприниматель, управленец, журналист, а не деятель культуры. — Должны ли вы думать о том, чтобы проект приносил прибыль? — Нет. Фестиваль не зарабатывает деньги, он нуждается в средствах. Несмотря на высокие цены на билеты (их стоимость варьируется от €5 до €430) на выручку от их продаж приходится только 50% наших бюджетных потребностей. Для сравнения могу привести опыт российских театров. Они, продавая билеты, обычно зарабатывают около 10% своего бюджета в целом. Оставшиеся 50% наших финансовых потребностей для нас важно удовлетворить за счет государства и спонсоров. Дело не в том, что артисты хотят за выступления огромные гонорары, а в том, что помимо них необходимо еще множество разных специалистов. Для обеспечения Зальцбургского фестиваля требуется большое количество технического персонала. У нас 210 человек числятся в штате, и более 3000 сотрудников мы нанимаем на летний период. — Каков бюджет фестиваля? — Всего €60 млн, из которых €12 млн мы получаем от спонсоров и в виде пожертвований, а €16 млн приносят нам государственные дотации. €29 млн мы выручаем от продажи билетов, а оставшиеся €3 млн – из других источников (реклама, сопродюссирование) . И это действительно рекордная цифра для культурного учреждения. — В 2014 году были новости, что Зальцбургский фестиваль задался целью увеличить субсидии правительства на фоне роста издержек. Удалось ли вам добиться этого повышения? — Да. С одной стороны, по сравнению с 2014-м сейчас мы действительно получаем больше субсидий от властей Австрии. С другой стороны, мне удалось урезать некоторые издержки. Мы не можем позволить себе сэкономить на костюмах или атрибутике. Я нашла другое решение. Я удостоверилась, чтобы наш технический персонал трудился восемь часов, а не двенадцать, чтобы было меньше ночных смен или смен в выходные дни. Дело в том, что по правилам профсоюза работа во внеурочные часы оплачивается по гораздо более высоким ставкам, чем работа в обычном графике. Естественно, сокращение издержек не сказалось на качестве организации мероприятий. — Кто из российских артистов принимает участие в программе в 2017 году? — Имен очень много. Все я точно не смогу сейчас произнести, потому что у вас такое большое количество талантов! Назову лишь несколько имен и фамилий: Ильдар Абдразаков, Анна Нетребко, Георгий Соколов, Екатерина Семенчук, Юсиф Эйвазов и многие другие. — Кто выступит спонсорами фестиваля в 2017-м? —Наши корпоративные спонсоры — Nestlé, Audi, Siemens, Rolex. Также у нас есть проектные спонсоры, такие как «Новатек», который выступает в качестве спонсора оркестра MusicAeterna. Наконец, есть спонсоры конкретных продуктов, фонды и меценаты, которые поддерживают Зальцбургский фестиваль. — А сколько внес «Новатэк»? —Я бы не хотела отвечать на этот вопрос, так как мы никогда не сообщаем размеры спонсорских взносов. Если «Новатек» вам расскажет — пожалуйста. Но сама я предпочитаю не раскрывать цифры. — Ваш совет читательницам, желающим построить успешную бизнес-карьеру? — Нужно быть уверенной в себе. Не нужно думать: а какой бы мужчина мог занять пост, на который вы претендуете. Рассуждать следует так: я именно тот человек, кто справится с предлагаемыми обязанностями очень хорошо. А также очень важно не разочаровываться, если вы в какой-то момент не достигли того, чего вы хотели. Я все время говорю, что у меня нет таланта к разочарованию.