Предприятия бытовых услуг должны располагаться на видных местах
Владельцы предприятий бытовых услуг, расположенных на первых этажах сносимых хрущевок, получат компенсации за свои помещения.Об этом заявили столичные власти, а эксперты обсудили этот и другие вопросы в эфире сетевого вещания «ВМ». — Город должен создавать новые кварталы, предъявлять требования к застройщикам, чтобы первые этажи новостроек были отданы под предприятия бытовых услуг. Этот принцип будет использован и при возведении жилых массивов на месте сносимых пятиэтажек, — высказался президент некоммерческого партнерства саморегулируемой организации собственников жилья и совладельцев СЭО «Совладение» Александр Павленко. — В старых домах также есть предприятия бытовых услуг, и каждое такое помещение стоит несколько миллионов рублей. Город обязуется компенсировать их стоимость при демонтаже хрущевок либо подыскать новую подходящую площадь для предпринимателей. По словам Александра Павленко, город должен предусмотреть архитектурные особенности будущих новостроек для организации и размещения в них предприятий бытовых услуг. — В идеале парикмахерские, багетные, гравюрные, часовые и другие мастерские должны располагаться на первых этажах жилых зданий, — считает вице-президент Союза архитекторов Москвы Илья Заливухин. — Человек должен идти по улице и видеть, что здесь он может постричься, рядом с домом отремонтировать обувь, а через дорогу — отдать вещи в химчистку или сшить костюм на заказ. Подобный подход позволяет грамотно формировать городскую среду. Однако, как высказался эксперт, ряд столичных микрорайонов лишен служб быта на первых линиях домов. Предприниматели не могут взять в аренду или выкупить помещения на нижних этажах. В свою очередь, управляющий сети мастерских «Дом быта «Мастер МХО» Марк Гитбург отметил, что не всегда малому бизнесу доступны помещения на первых этажах. Зачастую их занимают магазины, сетевые коммерческие структуры, а мелким предпринимателям за неимением лучшего приходится ютиться на других этажах, в местах, на которые не обратят внимания прохожие. — К тому же не в каждом столичном районе выгодно заниматься оказанием бытовых услуг, — продолжил он. — Зарплата работников, аренда помещений, оплата коммунальных услуг, закупка комплектующих — стоимость всех этих составляющих практически одинакова для всех округов Москвы. Однако не в каждом районе услугу можно продать. Это зависит от того, какое количество людей проживает в конкретной части столицы, какова проходимость на той улице, где вы решили начать свое дело. И, конечно, важно, готовы ли потенциальные клиенты потратить деньги на ремонт той же обуви или предпочитают пойти купить новую пару. В целом организация предприятий бытовых услуг не отличается большой выгодой. — В этой связи необходимо также поддержать такой социально значимый бизнес, предусматривая льготы для мастерских и ателье, — добавил Александр Павленко. — Перспективы открываются только в капитальных, качественно отделанных, привлекательных для потенциальных клиентов помещениях. Нестационарные объекты, оказание услуг «с колес» — прошлый век, к которому Москва уже не вернется. Столичные власти допускают преференции для ряда предприятий. В зависимости от формы собственности применяются налоговые вычеты и другие льготы для малого бизнеса.