Стране угрожают международные валютные спекулянты и шантаж «развитых государств»
Президент России Владимир Путин утвердил Стратегию экономической безопасности России на период до 2030 года. Она сменила аналогичный документ, разработанный при тогдашнем секретаре Совета безопасности России Александре Лебеде и с участием нынешнего советника Президента РФ Сергея Глазьева ещё в 1996 году. Цели прежние, вызовы новые И в старой, и в новой стратегии цели принципиально не изменились: декларируется необходимость повысить «устойчивость экономики к воздействию внешних и внутренних факторов и угроз», «обеспечить экономический рост и поддерживать научно-технический потенциал». Ничего удивительного в том нет — это рутинные и долгосрочные задачи-аксиомы любого государства. А вот перечень вызовов и угроз существенно изменился. Если при Ельцине официально считалось, что Россия живёт в благостном взаимопонимании и обоюдовыгодном сотрудничестве со странами Запада, откуда, понятно, стратегических вызовов ждать не стоит, то нынче ситуация несколько иная: осознание Россией своего места в мире и ответственности за его стабильность привело к тому, что США и их союзники по «либеральным ценностям» начали открытую антироссийскую кампанию, не скрывая намерений «порвать в клочья» нашу экономику. Наверное, поэтому в стратегии номером первым в перечне угроз экономической безопасности названо «стремление некоторых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции». Понятно, что в официальном документе назвать поименно «некоторые государства» было бы некорректно, во всяком случае, по канонам традиционной дипломатии: Россия не США, где не стесняются назвать Россию (и немножко Китай) главной угрозой миру в официальном докладе-прогнозе ЦРУ на международное развитие до 2050 года. Но ясно, что составители стратегии имели в виду одно государство — США, максимум можно добавить Великобританию, которая, однако, в последние десятилетия окончательно утратила самостоятельность во внешней политике. Остальные «цивилизованные страны» вынуждены с той или иной мерой строптивости подчиняться диктату Вашингтона. Это очень ярко показало развитие событий вокруг антироссийских санкций, введённых США в 2014 году: ЕС после серии дебатов вынужден был присоединиться, взяв на себя убытки от ответных российских мер, измеряемых миллиардами долларов; Италия, Венгрия, Греция, Кипр, Португалия, Словакия, Германия и другие неоднократно поднимали вопрос об отмене или смягчении санкций, но из-за океана отмашки не поступало. Теперь о том, кто использует в качестве давления на Россию своё превосходство по некоторым направлениям научно-технического развития. Это те же самые США, которые расширили перечень технологий и продукции, запрещённой к поставкам в Россию. Впрочем, этим они занимаются уже лет семьдесят (вспомним деятельность КОКОМ - структуры, контролирующей торговлю с Советским Союзом) независимо от общественного строя в нашей стране. Так что можно считать, что главный источник угроз экономической безопасности России в стратегии зафиксирован безымянно, но точно — это США. И эта определённость дорогого стоит — исчезают недосказания и недомолвки и появляется возможность называть вещи своими именами в случаях, когда действия тех или иных государственных органов совершаются явно с учётом интересов США. Банки — слабое звено Другой важнейший постулат, который впервые упомянут среди угроз экономической безопасности страны, — «подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного западного капитала)» и «уязвимость банковской системы». А вот эти факторы уже из числа внутренних, сотворённых в результате либеральной политики начала 90-х - весьма вероятно под влиянием США, но руками отечественных администраторов-реформаторов. Признание, что отечественная банковско-финансовая система несёт в себе угрозы экономической безопасности чрезвычайно важно ещё и потому, что разрушает один из либеральных мифов о самостоятельности и независимости финансово-кредитных учреждений от Федеральной резервной системы США. Фактически объёмы рублевой массы во всех агрегатных состояниях зависят от её соответствия золото-валютным резервам, в которых основная доля приходится на доллар. И не ЦБ России регулирует в конечном итоге рублевую эмиссию, а ФРС США. Об этом факте неоднократно заявляли видные российские экономисты — от академика Сергея Глазьева до академика Дмитрия Львова, и вот он наконец зафиксирован по существу в стратегии экономической безопасности в качестве одной из главных угроз. Что касается деятельности валютных спекулянтов, то и она достаточно хорошо изучена: по данным Комитета по экономической политике Совета Федерации, к примеру, за последние десять лет количество незаконно выведенных валютных средств за рубеж достигло почти триллиона долларов, большая часть которых — «заработок» валютных спекулянтов. Особого размаха их деятельность достигла после того, как в 2014 году государство ушло с ММВБ, отстранившись от контроля за валютным курсом, который стал «плавающим», то есть фиктивно свободным. Это дало возможность международным валютным спекулянтам определять его в свою пользу, используя немалый опыт по подрыву национальных валют других стран, включая, кстати, Великобританию. Объёмы торгов на ММВБ удвоились, месячный оборот, случается, составляет величину, эквивалентную годовому объёму ВВП России! И весьма обнадеживающе, что эти явления учтены в новой стратегии. Что теперь? Стратегия будет реализована в два этапа — сначала до 2019 года определят, как и в какой последовательности ликвидировать угрозы и ответить на вызовы, а в последующие 11 лет будут осуществлены комплексные меры по защите страны. Но уже ясно одно: стратегия в существенной мере должна определить концепцию развития экономики, разные варианты которой должны быть представлены президенту совсем скоро.