Матрица ложного патриотизма
На прошлой неделе спикер Совета Федераций России Валентина Матвиенко предложила на законодательном уровне запретить использование символов Победы в коммерческой рекламе. По мнению Валентины Ивановны, такое использование девальвирует значение наших национальных символов.9 мая 2017 года на Украине праздновали с боем. Во многих городах истерзанной страны националисты устраивали провокации, пытались унизить символы Великой Отечественной войны, Победы. Георгиевскую ленту там вообще объявили вне закона. Но отважные люди все равно выходили на улицы с этим символом. Только жадностью и идиотизмом можно объяснить появление на прилавках тапочек «вьетнамок» с лямками оранжево-черного цвета, перетянутой георгиевской лентой уличной рекламы сосисок... Ухари от торговли не брезгуют выпускать крабовые палочки характерной расцветки «Доблестные» и обвязывать георгиевской лентой товары (в том числе алкогольные). Нет, не все западные традиции приживаются у нас легко и охотно. Народ по простоте душевной не разглядел патриотизма в привитой американцами моде на нижнее белье цветов национального флага. Товар не пошел. И, обойдемся без громких слов, не из-за врожденного патриотизма, скорее благодаря нашему национальному обостренному чувству меры. Неправильно, и все тут. Рекламу 1990-х иначе, как беспределом, не назовешь. В коммерческих целях использовалось все: от вошедших в историю прославленных полководцев до военных песен-символов. Запретов не было. Шокированные недавним развалом великой державы, неискушенные умы советских еще людей не могли сопротивляться беспощадно внедряемой матрице: «патриотизм фальшив». Ну а как ей сопротивляться — реклама-то врет. А значит, и используемые ей графические изображения тоже ложны. Есть в Новом Завете сюжет, о котором с небольшими вариациями повествуют все без исключения евангелисты: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме». Ибо из дома молитвы сделали они вертеп разбойников. Символы Победы. Орден «Славы, орден «Победы», Т-34, «Катюша», Вечный огонь, плакат «Родина-Мать зовет!». Каждый крохотный мемориал, каждая могила красноармейца в чистом поле — тоже символы. Образ солдата-освободителя с ребенком на руках... Спикер Совфеда права, использование этих святых образов в целях наживы вызывает отторжение и негодование у каждого нормального гражданина. Слишком высокая цена была заплачена за их величие. И величие это нужно защищать. Сегодня это особенно важно. ЕСТЬ МНЕНИЕ Собака лает — ветер носит Колонка обозревателя "ВМ" Анатолия Сидорова Владимир Гиляровский, московский журналист и литератор, рассказывая о рекламе конца XIX — начала XX века, однажды описал сделку на ярмарке между купцом и газетчиком. Репортер подходит к палатке, смотрит на товар и что-то записывает в блокнот. Купец, точно определив в нем человека, способного расхвалить его товар, участливо говорит: «Извините, милостивый государь, вы... уронили четвертной билет» (денежная ассигнация 25-рублевого достоинства). Репортер мгновенно оценивает ситуацию и возможный заработок, небрежно уточняет: «Нет, я уронил... два четвертных билета» (далее...)