Историю болезни оцифруют в Казахстане к 2018 году
АСТАНА, 11 мая — Sputnik, Дмитрий Покидаев. Министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов в четверг подтвердил сроки сдачи в "промышленную эксплуатацию" проекта "Электронный паспорт здоровья" к 1 января следующего года. Электронный паспорт здоровья — это система оцифрованной информации — "историй болезни" (или, если есть те, кто к докторам обращался исключительно в режиме плановых осмотров — "история здоровья") каждого жителя страны. Образно говоря, это огромный сервер, заполненный семнадцатью с лишним миллионами ячеек — по числу резидентов республики, каждая из этих ячеек заменяет бумажную медицинскую карточку отдельно взятого пациента. Общедоступен при наличии ИИН Работа над этим проектом ведется с 2015 года, в настоящее время в Астане, на базе девятой поликлиники, ее уже "обкатывают" в пилотном режиме: вместо хранения карточки в регистратуре информация о пациенте и его "визитах" по врачам хранится на компьютере. "Планируется к 1 июля завершить создание этого электронного паспорта здоровья, а до 1 января 2018 года мы будем заливать туда данные", — уточняет Биртанов, когда и как "пилот" выйдет за рамки одной столичной поликлиники. В результате каждый через единую электронную платформу Минздрава с помощью ИИН сможет заглянуть в свою "ячейку" — электронный паспорт здоровья либо в аналогичные ячейки своих детей. "Паспорт будет, по сути, предоставлять информацию о всех параметрах здоровья и в целом оказании медицинской помощи этим гражданам. Это нужно как самим гражданам, для того чтобы они могли свободно перемещаясь по стране, получать медицинские услуги и информацию о своем здоровье, и особенно важно для медицинских работников, которые могут, получая право доступа от пациента, смотреть его историю болезни, организовывать соответствующее лечение", — поясняет глава Минздрава. "Ячейка" может появиться раньше компьютера Проект, по планам врачебного ведомства будет завершен до конца этого года, а со следующего начнет работать повсеместно. Правда, параллельно повсеместно же придется заниматься компьютеризацией организаций здравоохранения, ибо далеко не везде можно данные ячейки заполнять прямо на рабочем месте: многие медики Казахстана сейчас делают записи на бумаге, а потом переносят их на компьютер, поскольку тот — один на несколько врачей. "Наша задача, в первую очередь, максимально обеспечить безбумажную работу медицинских работников, это большая проблема, мы вынуждены сейчас двойную работу вести, наши коллеги после заполнения бумажной документации вечером после работы садятся и заполняют электронную документацию, поскольку не везде есть оснащение соответствующее, мы не можем везде перейти полностью на безбумажный формат", — признал Биртанов. По его словам, в настоящее время Минздрав уже проработал со всеми акиматами тексты меморандумов, предусматривающих до конца следующего года обеспечение стопроцентным охватом всех медорганизаций соответствующими информационными системами и компьютеризированными рабочими местами. "И с 1 января 2019 года все бумажные формы документации будут отменены и не нужно будет их вручную заполнять", — уточнил министр. Паспорт здоровья — подмога системе медстрахования Тут следует уточнить, почему паспорта здоровья являются для Минздрава делом первичным, при отставании как минимум на год от их появления всеобщего охвата достаточным количеством компьютеров. Дело в том, что мобильный доступ к данным о заболевании пациента позволит качественно вливаться в лечение граждан частным поликлиникам, которые сейчас не могут получать возмещение в рамках государственного объема бесплатной медицинской помощи, а с внедрением системы медстрахования станут участниками этого процесса. Разумеется, что с доступом врача к истории болезни пациента у этого пациента шансы на получение качественной услуги выше, чем когда врач наблюдает его здесь и сейчас, не имея на руках данных о динамике его состояния и реакции на те или иные виды лечения. Также очевидно, что появление таких данных на руках у врача — еще не панацея, но все лучше, чем работа медика "вслепую", без истории болезни. "Мы планируем долю таких клиник увеличить в финансовом выражении в два раза к 2019 году. То есть деньги за медуслуги будут платить не граждане, а медицинское страхование. Понятно, что здесь много различной работы необходимо провести, в первую очередь, по адмбарьерам", — дал Биртанов понять, что, помимо появления "ячеек" на общем сервере, предстоит еще выкорчевка устаревших норм. По его словам, на сегодня уже поставлены на утрату 19 санитарных правил и норм, ограничивающих возможности медорганизаций оказывать различные виды специализированных услуг, еще по 25 СанПиНам проводится аналогичная работа. "Кроме того, более 60 строительных норм по медорганизациям пересмотрено по 30 предложениям бизнеса, они приняты. И на 30% сокращена отчетно-учетная документация. Это позволит частным медорганизациям более активно участвовать в предоставлении медуслуг и, тем самым, обеспечить право граждан на свободный выбор клиники, как в системе гарантированного бесплатного обеспечения, так и в системе медстрахования", — считает глава Минздрава. Маржа в 25% — это перебор Ну и, наконец, министерство здравоохранения озаботилось вопросом стоимости лекарственных препаратов: как известно, уже разработана концепция законопроекта по утверждению предельной цены на лекарственные средства, которые продаются в розничной сети в частных аптеках. "У нас нет сегодня законодательного права регулировать эти цены, поэтому все нужно делать через закон, — напоминает Биртанов. — Соответствующий законопроект будет обсуждаться с бизнес-сообществом, с общественностью, и осенью мы его планируем внести в парламент. После его принятия, ориентировочно, планируем, что уже в следующем году на розничные цены лекарств будут установлены предельные размеры, и цены будут одинаковые по всей территории Казахстана". По утверждению министра, методика расчета таких цен выстроена с учетом интересов производителей: при регистрации препарата на территории страны производители декларируют цену оптовую, затем Минздрав устанавливает предельную наценку на препарат путем референтного (сравнительного) ценообразования. "Мы смотрим цены на этот же препарат, на это же наименование как минимум в девяти странах, близлежащих и дальнего зарубежья. Это позволяет вычислить справедливую цену", — поясняет министр. По его словам, эта методика уже была апробирована в течение 2015-16 годов в стационарном звене. "В некоторых случаях действительно происходит обсуждение цены с представителями производителей, для этого существует формулярная комиссия с участием представителей бизнеса, депутатов, общественности, но случаи, когда пересматривается цена, единичны, хотя они и случаются: в частности, в начале этого года была пересмотрена цена по семи препаратам в сторону увеличения", — заметил Биртанов. Так что, по его утверждению, при установлении предельных цен интересы бизнеса будут учитываться, но также будут учитываться и интересы потребителя: в Минздраве считают чрезмерной 25-процентную наценку на лекарства, а она объясняется логистикой. И здесь, по утверждению главы Минздрава, уже найден компромисс: часть логистических услуг будет брать на себя единый дистрибьютор, доставляя эти препараты до аптек. А аптеки будут заниматься только реализацией и учетом этих лекарств.