Коммунальные дрязги. Как решить проблемы в ЖКХ?
Если задать обычному оренбуржцу вопрос о том, что его больше всего волнует в сфере ЖКХ, с уверенностью можно сказать, что самым популярным ответом станет: «Сумма к оплате в квитанции». Корреспондент «АиФ Оренбург» пытается разобраться в новшествах законодательства, касающихся сферы ЖКХ. По счётчику или по нормативу? В последнее время действие некоторых новых законов и поправок к старым серьёзно изменили эти самые суммы. Так, с января действует закон о расчёте платы за ОДН по нормативам. Как рассказывают сами парламентарии, ОДН вводили для того, чтобы простимулировать управляющие компании к экономии ресурсов, борьбе с незаконными подключением и откровенным воровством. Но на практике закон начал действовать по-другому. В первую очередь, вопросы возникли с нормативами. - Получилось так, что на сегодня разницы в нормативе на общедомовые нужды отличаются в зависимости от региона в разы. К примеру, норматив по электроэнергии в Краснодарском крае равен примерно 0,51 киловатт в час на квадратный метр в месяц, а в том же Челябинске - более 4,5 киловатт в час на квадратный метр в месяц, - делится наблюдениями заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев. - В итоге разница получается почти в девять раз. Недовольные начислениями пресловутых ОДН были и в Оренбуржье, однако, как рассказали в областной жилищной инспекции, в основном управляющие компании всё делали верно. Остальные же без проблем проводили перерасчёты в следующем месяце. Однако для того, чтобы снизить социальную напряжённость, специалисты должны до 1 июня этого года пересмотреть региональные нормативы. - Такое распоряжение поступило от правительства области, - рассказал заместитель начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Дмитрий Жуков. - Но мы считаем, что даже при действующих нормативах, которые вполне обоснованы, есть возможность найти выход из спорной ситуации. Так, в ГЖИ предлагают рассчитывать плату за ОДН по установленным нормативам, а в конце каждого года проводить корректировку по общедомовым счётчикам. Такая схема сегодня действует при оплате за отопление. Равные суммы, рассчитанные из нормативов, вписывают в квитанции все 12 месяцев, а перед новым годом смотрят на показания счётчика. Если фактическое потребление ресурса больше, чем уже заплатили собственники, делают доначисление, если меньше - возврат. Однако в этом году непонимание возникло и с оплатой тепла по такому правилу. Получилось, что из-за норматива, который был актуален для зимы прошлого года, но не отражал более холодную погоду в этом году, по факту жители некоторых домов вынуждены были заплатить больше, чем было рассчитано изначально. Неэффективный ремонт Проблемы есть и в области проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Так, по мнению, экспертов областного фонда модернизации ЖКХ, некоторые собственники неэффективно используют средства, которые сами же собирают в «общий котёл». - К примеру, у нас по стране действует закон об энергосбережении, но жильцы обычно пересматривают смету и исключают из неё работы по внедрению энергоэффективного оборудования, считая, что это дорого, - рассказывает заместитель генерального директора Фонда модернизации ЖКХ Оренбургской области Константин Золотарев. - И хотя в дальнейшем эти траты окупаются за счёт экономии на счетах за то же электричество, люди предпочитают сиюминутную выгоду долгосрочным перспективам. В итоге средства фонда расходуются неэффективно. Выход из этого специалисты видят в том, чтобы на федеральном уровне закрепить перечень обязательных работ по внедрению энергосбережения во время проведения капитального ремонта многоэтажек. Немало вопросов о утилизации бытовых отходов. Новая система должна была заработать ещё в прошлом году, но из-за низкой готовности регионов - не определены региональные операторы, которые будут отвечать за вывоз мусора и его сортировку и захоронение, не приняты правила обращения с отходами и др. - его старт отложен до 1 января 2019 года. Проблема в том, что до этого времени вывоз мусора нельзя вывезти из статьи содержания жилья, а потому пенсионеры не могут получать по этой статье компенсации за жилищно-коммунальные услуги. (Не)привлекательное ЖКХ? Свои вопросы есть и у представителей власти. В частности, особое внимание уделили трудностям при передаче нерентабельных муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунальной отрасли в концессию, когда инвесторы на правах государственно-частного партнёрства могут участвовать в управлении государственной и муниципальной собственностью. - Основная проблема передачи в концессию - инвестиционная непривлекательность для концессионеров муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, имеющих значительное количество устаревшего энергоёмкого оборудования, систем и объектов, - рассказал заместитель министра по жилищно-коммунальному хозяйству министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Дмитрий Аниськов. - Уровень их износа, особенно сельских поселений, составляет от 55% до 80%. Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения ограничены предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Всё это не позволяет инвестору просчитать возможности возврата инвестиционного капитала. По словам Аниськова, чтобы оздоровить одно муниципальное предприятие необходимо направить на модернизацию систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения от 40 до 50 млн.рублей. Для сельского поселения это тяжёлое бремя. Ежегодно из областного бюджета на эти цели выделялись субсидии до 200 млн.рублей. На эти деньги отремонтировали и заменили устаревшие энергоёмкие котельные, коммунальные сети. Но денег из областного бюджета недостаточно, поэтому региональная власть попросила на федеральном уровне рассмотреть возможность послабления налогового бремени для вновь зарегистрированных организаций, которые могут выступить в роли концессионера, и предоставление льготных условий кредитования для концессионеров, эксплуатирующих объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся на территории сельских поселений. В целом вопросы ЖКХ всегда были и, видимо, будут на острие событий - эта сфера обречена быть самой проблемой, а значит самой обсуждаемой как у чиновников, так и у собственников жилья. ПОЗИЦИЯ Поэтапный подход к мусору Начальник управления ЖКХ министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Геннадий Щербаков: - Введение новой системы обращения с ТБО в 2019 году у нас в регионе может привести к социальному взрыву. А всё потому, что именно с того времени все жители области начнут получать платёжки за вывоз и утилизацию мусора, в которых будет стоять сумма в 100-120 рублей. И если в городах и районных центрах люди уже привыкли к этому, потому что там и сегодня плохо ли хорошо ли, но вывозят мусор, то в небольших сёлах о контейнерных площадках и мусорных баках отродясь не слышали. Там утилизацией мусора занимаются или сами собственники дворов, или вообще никто не занимается, поскольку за то, что около двора образовалась свалка, собственника нельзя привлечь к административной ответственности, а убрать это за счёт муниципалитета не позволяет скудный сельский бюджет. Поэтому в качестве выхода из такой ситуации стоит рассмотреть поэтапное внедрение новой системы - с 2019 года для городов, с 2020 - для крупных сельских поселений с численностью населения свыше 5 000 человек, а с 2021 года - уже там, где живёт больше тысячи жителей. Для остальных сёл вводить новшества нужно по мере готовности. ТОЧКА ЗРЕНИЯ Нельзя одной рукой давать, а второй - отнимать! Генеральный директор одной из управляющих компаний Оренбурга Любовь Суханова: - Нормативы потребления ресурсов в нашем регионе уже давно не пересматривали. Это не секрет ни для кого. И те нормативы, по которым сегодня рассчитывают плату за ОДН по тому же электричеству вполне оправданы и корректны. Если их сейчас начать пересматривать в сторону уменьшения, мы получим такую же ситуацию, которая сейчас есть по холодной воде, когда из-за заниженных нормативов фактический сбор денег с потребителей гораздо ниже суммы за потраченные ресурсы. Нельзя одной рукой давать что-то хорошее, а второй отнимать. Эта разница всегда выплачивалась из доходов ТСЖ, а сегодня - УК. Но такая ситуация может привести к банкротству многих жилищных организаций. А потому, на мой взгляд, нужно не нормативы пересматривать, а делать расчёты для населения более прозрачными. Ещё лучше дать людям возможность самим решить, как они хотят платить за ту же воду или свет - по нормативу или по счётчику. Вынести это на собрание, рассказать о плюсах и минусах каждого вида и тогда собственники сами решат, что для них лучше.