От общего к запчастному
Сегмент послепродажного обслуживания, ставший для автопрома спасительным в период падения продаж новых автомобилей, заинтересовал крупных автопроизводителей. По данным "Ъ", целый ряд иностранных и российских автоконцернов начали снижать цены на оригинальные запчасти -- до 25-30%. В отрасли объясняют это целым рядом причин -- от попытки удержать клиентов и борьбы с контрафактными деталями до укрепления рубля и приведения цен на запчасти в соответствие с прейскурантом ОСАГО. Теоретически дешевые запчасти могут привести к оттоку экономных клиентов из "гаражных" сервисов к официальным дилерам, но на авторынке пока заметного дополнительного трафика не видят. С начала года на российском авторынке начала прослеживаться тенденция удешевления оригинальных запчастей. В основном речь идет о снижении цен на запчасти для массовых марок. С мая запчасти Ford и Motorcraft (бренд, ориентированный на машины Ford старше трех лет) подешевели на 7-29%. Так, например, на 29% упала цена масляных и воздушных фильтров, свеч зажигания, на 20% -- щеток стеклоочистителя. Ранее -- с апреля -- Toyota снизила на 25% максимальные цены на кузовные детали для Camry и RAV4. Сокращение стоимости запчастей на четверть прошло и у Mazda. В апреле стали дешевле и оригинальные запчасти Peugeot, Citroen и DS: цены на расходные материалы снижены в среднем на 23%, на детали износа -- на 16%. Падение стоимости кузовных и механических деталей (детали двигателя, трансмиссии и подвески) составило 15% и 13% соответственно. Еще в феврале объявляла о снижении цен на оригинальные детали Volkswagen Group: запчасти Audi и Volkswagen, детали для ТО и ремонта Skoda упали в цене на 15%, а детали для кузовного ремонта Skoda -- в пределах 25%. На полтора месяца -- с 15 февраля по 31 марта -- снижала цены Mitsubishi (на 2,3 тыс. наименований) -- в среднем на 21%. Например, на 35% упала стоимость дисков для Outlander. В российском представительстве Mitsubishi "ММС Рус" говорят, что стали предлагать спеццены с 2014 года -- с учетом сезонности, рыночной активности и спроса -- и в условиях текущей сложной экономической ситуации значительно усилили свою активность в этом направлении. В компании говорят, что потребитель может увидеть, что цена у дилера соразмерна цене контрафакта, но качество и результат использования -- "совершенно разные". Многие клиенты забывают, добавляют в "ММС Рус", что производитель дает на оригинальную запчасть гарантию на два года, а официальный дилер -- еще и гарантию на произведенные работы. По одной из последних кампаний Mitsubishi (участвовало более 1,1 тыс. видов деталей для кузовного ремонта) средняя дневная выручка от продаж запчастей со скидкой выросла более чем на 80%, а общая выручка показала прирост почти вдвое относительно аналогичного периода прошлого года. В Toyota не смогли актуализировать данные по росту продаж после снижения цен, но утверждают, что "это работает" и "прирост хороший". В Ford Sollers сообщили, что бизнес послепродажного обслуживания в целом очень важен "как с точки зрения рентабельности всего Ford Sollers, так и для поддержки дилеров". "Ford Focus -- до сих пор самая популярная иномарка в России, поэтому у нас огромный рынок запчастей",-- подчеркивают в компании. Изменения цен стали возможны частично благодаря укреплению рубля (по фильтрам, тормозным колодкам), а также за счет локализации деталей. Несколько месяцев назад Ford Sollers локализовал в России выпуск металлических частей капотов, двери, крышки багажника для Focus для послепродажного обслуживания. Источник "Ъ" отметил, что за счет локализации запчасти на логистике можно сэкономить до 30% от костов. В PSA Peugeot Citroen рассказали, что причиной для снижения цен послужила "высокая конкуренция на рынке послепродажного обслуживания -- вследствие наличия альтернативных каналов поставок оригинальных запчастей и присутствия на рынке неоригинальных деталей". Собеседник "Ъ" в отрасли рассуждает, что многие бренды снижают цены на запчасти, поскольку "развелось очень много контрафакта" -- клиенты стали более чувствительны к ценам и чаще стали пренебрегать качеством, поэтому падение цен происходит из-за конкуренции как раз с серыми деталями. Другой собеседник "Ъ" констатирует, что структура дилерского бизнеса поменялась: теперь основной источник дохода -- обслуживание. "Поэтому мы пошли навстречу и снизили цены на запчасти. Так клиент получил доступные цены, а дилеры увеличили объемы",-- говорит он. В "Рольфе" рассказали, что производители регулярно мониторят показатель стоимости владения автомобилем и то, насколько они "в рынке" по этому параметру в сравнении с конкурентами, поскольку клиенты при похожих ценах на машины все чаще оценивают свои финансовые возможности по ее содержанию. Глава ГК "Башавтоком" Евгений Астафуров рассказал "Ъ", что на снижение цен по некоторым сегментам пошли и альянс Renault-Nissan и Lada. По его словам, "сейчас идет бурное обсуждение закона об ОСАГО, где оригинальные запчасти не всегда проходят по цене, и многие производители под эти изменения разрабатывают программы минимизирования стоимости запчастей, чтобы она подходила под расценки РСА". Глава отдела запчастей дилера Mazda "Джейкар" (Нижний Новгород) Евгений Колесников отмечает снижение цен на часть деталей и замечает, что оно частично коррелирует с укреплением рубля в 2016 году. По отдельным позициям снижение цен достигает 15-20%, говорит он, прежде всего речь идет о так называемом "железе первого удара" и части расходных материалов. По словам дилера, это стало одним из факторов притока сервисных клиентов, особенно по машинам на постгарантийном обслуживании. При этом в "Автоспеццентре" отмечают, что процесс притока клиентов в связи со снижением цен на запчасти "достаточно инертен", и ждут роста трафика в течение полугода. Глава отдела запчастей "Тойота Центр Нижний Новгород" Антон Замятин говорит, что удешевление по отдельным позициям достигает 30%, но заметного роста трафика также не видно: "Не все автовладельцы осведомлены о снижении цен". Есть программы производителей, в рамках которых цены на запчасти на постгарантийный период снижаются, подтвердил "Ъ" директор ГК "Автопродикс" Денис Гуров. "Это тренд нашего времени: гарантийный парк снижается, а постгарантийный -- растет",-- подчеркнул он. Впрочем, по его словам, о притоке клиентского трафика говорить не приходится -- скорее о его сохранении.