«Стартап-Школа» от Y Combinator. Как создавать продукт?
У разных компаний абсолютно разные подходы, и у каждой будет собственный неповторимый опыт, поэтому копировать один в один чужой подход не нужно. Самая лучшая идея для реализации — та, которую вы делаете для себя, и где получившимся продуктом вы захотите пользоваться сами. Если на раннем этапе использовались какие-то инструменты для общения с пользователями, может, и простые, и они хорошо себя зарекомендовали, на поздних этапах не стоит эти инструменты менять только потому, что они устарели. Вам может казаться, что продукт еще не готов и что вам нужно еще очень много времени, чтобы довести его до ума. Зачастую это, скорее всего, не так — дайте посмотреть другим людям, и они скажут, пригоден продукт к использованию или нет. Пол Грэм, основатель YC, посмотрел на разработку Reddit и написал в своем блоге, что проект запустился и работает. Минимальным жизненным продуктом может быть не сам продукт, на 100% готовый к использованию, а его описание, видео и даже картинка, где вы рассказываете, как продукт будет работать и какую пользу принесет. В случае с Dropbox MVP выступило видеоописание. Наилучшим выражением того, что вы делаете что-то правильно, служит клиент, который дает вам деньги за решение своих проблем. Измерять в бизнесе на самом раннем этапе нужно только несколько метрик, 5–7 штук. Остальные просто не важны поначалу, будут отнимать время и не дадут желаемого результата. В Reddit замеряли голосования, комментирование, прикрепление историй, загрузки страницы, регистрации и количество подписок. Не стоит также строить собственную аналитику на ранних этапах стартапа, поскольку вы еще сами не знаете, что хотите измерять и как. Поначалу стоит использовать сторонние сервисы, например, Google Analytics, Яндекс Метрику и другие. Обязательно стоит сохранять логи всех важных действий пользователя, чтобы в будущем, когда возникнет необходимость обоснованного принятия решений, была база для этого. Изменения стоит вносить не одним скопом, а по одному в какой-то период, например, раз в неделю или две. Так можно будет получить ответ, как то или иное изменение повлияло на метрики стартапа. Стартапу придется нелегко, если будет слишком много управленцев. Всегда должен быть кто-то главный, принимающий окончательное решение. Идей по внедрению каких-то фич с ростом стартапа будет все больше и больше, будет очень трудно прийти к единому мнению. Не нужно разговаривать с пользователями каждую неделю. Нужно проверять свои метрики еженедельно. Если иногда что-то не получается и вы заходите в тупик, попробуйте вывернуть свои гипотезы наизнанку. В Twitch долго не могли понять, как сделать так, чтобы пользователям не надоедала реклама и при этом стримеры могли зарабатывать. Они «вывернули наизнанку» и добавили кнопку «Показать рекламу и поддержать стримера». Наличие офиса, деньги в банке, отличная команда разработки не гарантируют рыночную нишу для разрабатываемого продукта. Поэтому лучше делать все по методике lean. Рост и падение метрик нужно подкреплять данными. Всегда — чтобы понимать, почему сегодня был рост на 20%, а вчера было падение на 50%. Видео с русскими субтитрами: Оригинал видео доступен по ссылке. Видео с русскими субтитрами и подробная информация также доступны на странице проекта. Титры к видео подготовлены переводчиками-волонтерами. Если вы заметили какие-то ляпы или неточности, сообщите, пожалуйста, об этом координатору проекта Юрию Ярцеву в ФБ или ВК. Поддержать проект можно помощью с переводами, а также корректурой, редактурой, озвучкой, добрым словом или рассказав друзьям об этой странице. Прочитать подробнее об инициативе и о том, как присоединиться.