Первый полет: только небо покажет возможности МС-21
В эти дни первый российский среднемагистральный самолет МС-21 вышел из сборочного цеха на заводе «Иркут» и готов уже в этом месяце приступить к опытным летным испытаниям. МС-21 уже в конце 2018 года может поступить своим заказчикам Напомним, что в апреле этого года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин объявил, что летные испытания МС-21 начнутся в мае, и что очередной переноски этого события, как это происходило несколько раз до этого, в контексте данного проекта больше не будет. Кроме того, сообщается, что согласно утвержденному плану первый самолет семейства МС-21 должен поступить в распоряжение своего оператора уже в конце следующего года. Экономист, эксперт по гражданской авиации Дмитрий Адамидов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что выход МС-21 на рынок в конце 2018 года действительно вполне реален. «Очень правильно, что Рогозин именно так ставит вопрос, поскольку жесткие сроки заставят все организации, задействованные в этом проекте, не расслабляться и прикладывать максимальные усилия для конечной реализации МС-21. При этом, естественно, нельзя дать гарантию, что этот проект на сто процентов будет осуществлен в указанные сроки, поскольку это авиация, и здесь необходимо пройти много этапов практических испытаний», - констатирует Адамидов. Практические перспективы по МС-21 покажут только летные испытания Дело в том, что по результатам этих испытаний в проект МС-21, возможно, будет внесен целый ряд конструктивных доработок и это оттянет указанные Рогозиным сроки. «Проблема здесь заключается в том, что все это нельзя проверить, пока не будут проведены летные испытания – самолет взлетает, получаются конкретные данные, после чего в проект летательного аппарата вносятся коррективы. Реален ли конец 2018 года в качестве точки отсчета продаж МС-21 на рынке – это особый вопрос, но надо признать, что обычно сроки от начала испытаний самолета до начала его продаж несколько большие», - резюмирует Адамидов. Ведь очень редко, когда самолет, как говорится, «становится на крыло» и после этого не требует серьезных технологических доработок для запуска в серийное производство. «Единственное, что здесь можно отметить, так это то, что стандартный срок в авиации от начала летных испытания нового гражданского самолета до его практической эксплуатации – это три-четыре года, а не полтора, как заявлено по проекту МС-21», - заключает Адамидов. Противостояние МС-21 и иностранных машин – это дело далекого будущего Впрочем, главным вопросом в контексте проекта МС-21 является не конечный срок поставки этого самолета в распоряжение российским авиакомпаниям, а то, выполнит он или нет возложенные на него задачи по замещению собой иностранных машин на отечественном рынке. Известно, что согласно изначальным планам правительства России МС-21 должен заместить на отечественном рынке такие самолеты, как Boeing-737 и Airbus-321. При этом, существует мнение, что эта задача в данном проекте не будет достигнута, а в рамках нашего авиационного комплекса в этом отношении лучшим проектом является другой отечественный самолет, а именно Ту-204/214. «Понятно, что МС-21 – это не всесильная машина, поэтому не стоит ожидать, что она выйдет на рынок и после этого все российские авиакомпании в течение пяти лет поменяют свой парк иностранных машин на российский аналог. Этого, конечно, не произойдет, поэтому это будет долгий и трудный процесс по вхождению МС-21 на наш национальный авиарынок», - констатирует Адамидов. Что касается сравнения МС-21 и Ту-204/214, то, как замечает эксперт, здесь нужно признать, что в отечественной авиации на сегодня, к сожалению, не существует внутренней конкуренции, из-за чего проводить такие сравнения очень сложно и они всегда будут носить голословный характер. Возможно, правительство поставит вопрос о возвращении конкуренции При советской власти такая конкуренция была, и это действительно давало результат, причем не только в гражданском, но и в военном авиастроении. Только здесь нельзя забывать про то, что СССР обладал гораздо большим объемом материальных ресурсов, чем сегодня есть у России. «Основным фактором для сомнений в контексте проекта МС-21 является пример Superjet-100, который показал, что у нас очень часто выбираются не самые оптимальные решения и что это, в конечном случае, может выйти нам боком», - резюмирует Адамидов. Если брать проект Superjet-100, то, как утверждает эксперт, ОКБ «Сухого» давало здесь огромные обещания, которые на практике не были в полном объеме реализованы. «В этом плане при СССР всегда была конкуренция между проектами, что и позволяло постоянно создавать конкурентоспособную и надежную технику по части авионики и в первую очередь такого важного и основного критерия, как летные качества самолета», - заключает Адамидов. Поэтому все эти опасения понятны и справедливы, и только время покажет – оправдаются ли они или нет, хотя опыт разработки МС-21, в любом случае, будет нам полезным. «Поскольку если МС-21 не оправдает возложенных на него ожиданий, то это может подвигнуть наши власти вернуться к проверенной советской системе, когда над каждым стратегическим проектом трудилось сразу несколько предприятий. В результате, в нашей стране была внутренняя конкуренция, и это давало практический результат», - констатирует Адамидов.