Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может перевести портовые тарифы в рубли и начать их регулировать. Об этом «Известиям» рассказали в ведомстве. Такие меры планируется принять в связи с завышением цен на ряд портовых услуг, из-за чего ФАС уже выдала несколько предупреждений и предписаний. Эксперты считают, что регулирование может привести к нерентабельности портовых услуг и притормозит развитие отрасли. Сейчас тарифы стивидорных компаний (осуществляют погрузку, разгрузку и хранение грузов в портах) устанавливаются свободно — несколько лет назад ФАС отменила ценовое регулирование в этой области. Но сейчас служба рассматривает возможность возвращения регулируемых тарифов на услуги по погрузке и выгрузке руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в портах. — Такой сценарий не исключен, — заявил «Известиям» замначальника управления общественных связей ФАС Павел Бугров. Также, по его словам, не исключается вероятность того, что ФАС обяжет вести расчеты в рублях для российских компаний и в валюте для нерезидентов. В июне прошлого года ФАС провела мониторинг цен на услуги по погрузке и выгрузке грузов в морских портах в 2013–2016 годах. По итогам Новороссийский морской торговый порт (НМТП) и три компании группы Global Ports получили предписание перечислить в бюджет 16,8 млрд рублей — средства, полученные благодаря монопольному положению. Global Ports и НМТП тогда же заявили, что будут оспаривать предписание ФАС в суде. НМТП уже инициировал судебное разбирательство. По мнению ФАС, экономически обоснованными для этих компаний будут тарифы на услуги по перевалке на уровне не выше фактических цен, выраженных в рублевом эквиваленте и установленных компанией по состоянию на 30 июня 2014 года. Возврат к регулированию тарифов и перевод их на рубли остановят инвестиции в портовую отрасль, снизят привлекательность отрасли, уменьшат предложение услуг и подвигнут рынок к созданию новых монополий, уверена директор по развитию «Порт Ньюс» Надежда Малышева. — ФАС не имеет глубоких компетенций во многих сферах экономики. Единственный способ снижать тарифы на услуги стивидорных компаний — увеличивать предложение в этом сегменте рынка, — рассказала она. По мнению эксперта, предлагаемые ФАС меры являются шагом назад для целой отрасли, тормозят ее развитие. — В настоящее время большая часть портового оборудования по-прежнему производится не в России, а, следовательно, покупается за валюту. Кредиты для стивидорных компаний преимущественно берутся в валюте, — рассказала Надежда Малышева. При этом вырастут доходы иностранных компаний, которые обычно являются трейдерами российских импортных и экспортных грузов, ведь у них затраты на услуги портов снизятся, подчеркнула Надежда Малышева. Расчеты тарифов в валюте естественны, так как через порты проходят в основном экспортно-импортные грузопотоки, уверен эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев. — Пока рубль был относительно стабилен, установка тарифов самими компаниями худо-бедно всех устраивала. Если за прошедшие годы и был некоторый рост тарифов, то в иностранной валюте он не был существенным, за исключением ряда операций с ранее заниженными тарифами, — рассказал он. Однако всё изменилось после резкого скачка курса доллара к рублю в 2014–2015 годах. — Естественно, порты от девальвации национальной валюты выиграли: их валютная выручка не сократилась, напротив, объемы перевалки только выросли, так как экспортеры ростом объемов пытались компенсировать падение мировых цен на сырьевые товары, — пояснил Алексей Калачев. Порты, которые стали больше зарабатывать, на этой волне начали модернизацию и расширение портового хозяйства. — Искусственное регулирование тарифов со стороны государственного ведомства ухудшит положение стивидорных компаний и помешает завершить начавшееся обновление основных фондов, — уверен эксперт. При этом, по его словам, разделение тарифов на валютные для иностранцев и рублевые для соотечественников или просто переход на рубли ничего не дадут. — При современной офшорной экономике любой экспортер или импортер может проводить операции через специально созданные подразделения в наиболее удобной юрисдикции и пользоваться разницей в тарифах, выраженных в разных валютах, — пояснил эксперт. В НМТП, Global Ports и других крупных портах оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.