В Москве хотят пустить образовательно-туристический автобус
После того как в московском метро один за другим стали появляться вагоны, оформленные образовательными материалами по истории города и страны, идею подхватили те, кто чаще пользуется наземным общественным транспортом. Автобус Т25, который проезжает почти через весь центр Москвы — от Лубянки почти до Семеновской площади, может не только служить транспортом, но и стать быстрым вариантом экскурсии: большая часть его маршрута проходит по старой Покровской («царской») дороге. Неравнодушные к истории жители Басманного района задумались: отчего бы не оклеить автобусы этого маршрута изнутри наглядными справочными материалами с иллюстрациями? СПРАВКА "МК" Начало маршрута: первые примечательные здания по дороге из центра Маросейка, 5: церковь Николы в Кленниках (пример нарышкинской архитектуры XVII–XVIII веков). Маросейка, 14: церковь Космы и Дамиана (проект архитектора Казакова, конец XVIII века). Маросейка, 17: посольство Беларуси (бывший дом Румянцевых). Покровка, 13: храм Троицы на Грязех (проект архитектора Быковского, 1861 год). Старая Басманная, 16: храм Никиты Мученика Старая Басманная, 23/9: главный дом усадьбы Муравьевых-Апостолов, сейчас Музей декабристов. Старая Басманная, 28: дом Василия Львовича Пушкина. Маршрут, которым сегодня пользуются почти все, кто живет в окрестностях Земляного Вала, но по каким-то причинам не может быстро добраться до метро, изначально был придуман еще в допетровскую эпоху московскими царями — Покровская дорога была кратчайшим способом добраться от Кремля до выезда из города. Сегодня этот путь москвичи проделывают на автобусе Т25: при благоприятной дорожной обстановке на нем можно доехать от метро «Китай-город» до Елоховского собора всего за 10–15 минут. Если не утыкаться в книжку и не спать в пути, то можно устроить себе небольшую экскурсию по городу — за окном автобуса то и дело мелькают памятники истории и архитектуры. Активисты Басманного района и участники региональной общественной организации «Эколого-культурное объединение «Слобода» при поддержке столичного Комитета общественных связей разработали собственные аудиогиды, в которых описано около 300 точек, расположенных вдоль старой Покровской дороги — нынешней связки Маросейки, Покровки, Старой Басманной и Спартаковской улиц, — и предлагают дополнить его визуальными материалами и адаптировать под маршрут Т25. — У нас уже готово 12 аудиогидов, подготовленных краеведами. Их можно свободно скачать из сообщества нашего района в социальной сети и слушать со своего смартфона. Гуляешь по улице — у тебя включается информация о доме, который ты видишь. Теперь наша мечта — сделать автобусный маршрут с экскурсионным дополнением как раз для 25-го. Если даже просто оклеить обычный автобус информационными материалами и дать указание, где можно послушать аудиогид, люди уже поймут, что едут не просто так, а по интересным историческим местам, — рассказала «МК» активист района, председатель «Слободы» Анна Берникова. По ее словам, концепция уже почти готова — придумывали ее по-соседски, всем миром. В ближайшее время активисты Басманного планируют представить свои разработки специалистам Мосгортранса, заручившись поддержкой муниципальных депутатов района. «Проект предлагается запустить ко Дню города и в течение месяца обкатывать его в специально оформленном автобусе с трансляцией аудиогида по громкой связи (возможна привязка ко Дню Басманного района — 14 октября). Параллельно предлагаем вести видео- и аудиотрансляцию на мониторах салона. В дальнейшем громкую связь можно оставить только на определенные часы следования маршрута, в остальное время оставить трансляцию на мониторах и с использованием мобильного приложения», — сказано в документе, которым активисты поделились с «МК». В «Мосгортрансе» «МК» пояснили: решение о том, можно ли украсить автобус образовательными плакатами, принимает специальная комиссия в мэрии города. Если она будет за, то при наличии «соответствующего финансирования работ по изготовлению, монтажу, демонтажу и сервисному обслуживанию» «Мосгортранс» запустит исторический автобус. Кстати, если идея украсить трамвай, троллейбус и прочий транспорт родится у активистов других районов, то им нужно подать соответствующую заявку в мэрию Москвы. — Идея очень хорошая, однако нужно будет адаптировать ее под ритм движения автобуса. Все-таки транспорт едет априори быстрее, чем идет человек, поэтому все объекты упомянуть не получится, — объяснил «МК» москвовед Александр Фролов, один из авторов аудиогида. — Разумнее всего было бы на борту автобуса дать схему маршрута, на которой были бы отмечены наиболее интересные здания, оформить фотографиями или рисунками, дать краткую справку. Возможно, рисунок был бы интереснее: его можно сделать схематичным, чтобы здание легко узнавалось. Вопрос с аудиосопровождением сложнее: если дать только ссылку, то она будет актуальна только для владельцев смартфонов, а не у всех они есть. Если же давать звук по всему автобусу, то он будет перебиваться шумом дороги и объявлением остановок.