Войти в почту

Пусть полетает

Сегодня беспилотные летательные аппараты применяются и в экономике, и для обеспечения безопасности, и в науке, и даже в частной жизни. Беспилотники, дроны вошли в нашу жизнь, с ними теперь связано немало бизнесов, в том числе стартапов. Один из таких стартапов — «Ле Тало Роботикс». Его создатели объясняют, почему нужно думать не только о самой разработке, но и о коммерции. Программного обеспечения для беспилотников и дронов пока немного, и в этой нише есть чем заняться. Стартап Le Talo разработал систему сбора и анализа информации с беспилотников, включая состояние самого аппарата. Над проектом работает группа из пяти ученых. Сервис позволяет провести диагностику дрона, выявить текущие неполадки и пути их устранения, а также спрогнозировать возможные поломки и получить рекомендации по их предотвращению. «Считайте, что мы — ваша личная команда инженеров онлайн. К тому же у вас в руках эффективный инструмент для ведения личной истории полетов и просмотра статистики», — рассказывают авторы проекта. Параллельно с этим создана система Le Talo Cloud — облачный сервис беспилотников. Мультикоптеры, загруженные в систему, проходят определенный маршрут и передают данные в облако. При этом они сами запускаются, летают, приземляются и даже встают на зарядку, а вы лишь удаленно следите за передаваемой ими картинкой. Инженеры не исключают, что со временем коптеры смогут по заказу пользователей Le Talo Cloud доставлять небольшие грузы и корреспонденцию. Судя по всему, этот проект несколько опередил время. «Когда мы приступили к работе два года назад, рынка онлайн-контроля коптеров не было совсем. Люди даже не понимали, какой продукт мы им предлагаем. Сейчас ситуация меняется, и хотелось бы верить, что скоро мы сможем зарабатывать на этом деньги», — говорит генеральный директор «Ле Тало Роботикс» Павел Герасимов. Осознать необходимость коммерциализации помог стартап-тур фонда «Сколково» в Нижнем Новгороде в 2015 году. «Поучаствовать в проекте нам предложил руководитель направления робототехники "Сколково" Альберт Ефимов. Мы с ним познакомились в 2014 году, на всероссийских испытаниях автономных систем под Нижним Новгородом. Он нам порекомендовал принять участие в нижегородском стартап-туре в 2015 году, мы туда отправились со своим прежним видением проекта и заняли там второе место», — рассказывает Павел. В рамках стартап-тура компания многое переосмыслила в своем проекте. «Мы три года назад были типичным технологическим стартапом: у нас была крутая технология, и мы думали, что этого достаточно, мы молодцы. Теперь мы задумались о коммерции и создали программу, позволяющую проводить диагностику топлива в летательных аппаратах. Мы ставим сейчас ее на бизнес-рельсы, ищем клиентов», — рассказал Павел. Не все идеи сразу дали хороший результат. В 2015-2016 годах команда пыталась применить проект в сельском хозяйстве и строительстве. Потратили на это много сил и времени, но клиенты не были готовы платить за предлагаемое программное обеспечение. Сегодня команда Le Talo работает с рядом компаний, в том числе с МЧС, которым интересен сервис автономного наблюдения с воздуха. Если контракт будет заключен, Le Talo понадобится производственная площадка. «Скорее всего, мы отдадим это на аутсорсинг, оставив за собой программную работу. Численно состав команды тоже вряд ли изменится. Нас останется пять человек, несколько коллег могут подключиться удаленно, когда нам потребуется помощь», — объясняет Павел Герасимов. «Проекты "Ле Тало Роботикс" интересные, отличаются новизной и множеством конкурентных преимуществ. Благодаря поддержке фонда "Сколково" команда изучила рыночный спрос, в настоящее время в рамках микрогрантовой программы стартап создает прототип универсальной базовой станции для автономной эксплуатации беспилотников. Если проект продолжит свое развитие в том же темпе, ребята могут рассчитывать на успех не только на российском, но и на международном рынке», — считает Сергей Ходаков, директор по операционной работе кластера информационных технологий фонда «Сколково». Le Talo провели около 17 тысяч уникальных полетов в России, Таиланде, Болгарии, Италии и США. В ходе этих тестов команда следила за всеми параметрами коптера на протяжении всего полета, оценивала состояние аккумуляторов, топлива, батарей. «Мы смотрим на ошибки компаса, говорим, из-за чего они возникли в конкретной ситуации. Отслеживаем ошибки самого пилота — он может, например, резко повернуть коптер, что чревато аварийной ситуацией», — объясняют инженеры. Участие в стартап-туре не только дало команде понимание, как именно продавать свою технологию клиентам, но и позволило познакомиться с клиентами лично. Поскольку Le Talo — резиденты фонда «Сколково» с 2015 года, фонд продолжает оказывать им менторскую поддержку и искать клиентов, а также помогает микрогрантами. Пока компания не планирует расширять свой бизнес и целиком сосредоточена на усовершенствовании своей технологии. Параллельно инженеры приступили к работе над дополнительными прикладными решениями «под клиента» — такие заказы уже поступают.

Пусть полетает
© Lenta.ru