Войти в почту

Конгресс турагентств подвёл официальное «итого» дискуссиям Оргкомитет II Всероссийского конгресса турагентств подготовил резолюцию, которая суммирует обсуждение, развернувшееся в Красной Поляне 9–12 апреля. Несмотря на то что документ получился объемным и содержательным, «дорожной карты» решения ключевых проблем розницы в нем нет. В чем причины? Чего хотят от власти Самая многочисленная группа тезисов вынесена в первый блок резолюции конгресса «Совершенствование законодательного регулирования». Это предложения к органам власти, которые, по мнению участников конгресса, требуют реакции как можно скорее. Резолюция открывается инициативой создать механизмы стимулирования потребительского спроса. Это могут быть, например, законопроекты по налоговым льготам для работодателей, финансирующих отдых своих сотрудников, налоговые вычеты для самих туристов. Сугубо агентские темы поднимаются в документе чуть ниже: «Ускорение принятия изменений в отраслевое законодательство, обеспечивающих свободу договора и отмену требования продвижения и реализации турпродукта только от имени и по поручению туроператора». Надо отметить, что аналогичный пункт фигурировал в резолюции Первого конгресса, проводившегося год назад, и нашел свое отражение в поправках, подготовленных Минкультом, однако к 1 января их внести не успели. Зато Минкульт утвердил типовые формы договоров с клиентами и тем самым создал еще одно поле деятельности: участники конгресса заявляют о необходимости привести эти документы в соответствие с действующими законами. Из актуального для розницы в резолюции также нашла отражение тема сокращения туроператорами размера вознаграждения для агентств. Правда, ее формулировка даже на этапе утверждения в оргкомитете форума вызвала много споров. Пишите короче! Еще до того, как резолюция была официально утверждена, проект документа разместили в недавно открытой группе «Трэвел президиум» на Фейсбуке. Видимо, в связи с тем, что конгресс завершился две недели назад, пост не вызвал большого интереса. Однако замечания по существу всё же были. Так, Андрей Якубов, руководитель компании «Руссо Туристо», выразил удивление, что конгресс уделил столько внимания темам, непрофильным для розничного рынка. «Почему турагентский конгресс поднимает вопросы, прямо турагентств не касающиеся? Вот, например, вопрос об автобусах, перевозящих детей. Это же компетенция ТО внутреннего туризма, разве не так? Субсидирование авиаперевозок – это разве вопрос к ТА? И таких не два и не три», – написал Андрей Якубов. Кроме того, он уверен, что документ должен быть короче. «4-5 пунктов работают лучше, чем 20! Сами же менеджеров учим: «не надо в подборке предлагать 20 отелей – 3–4, и достаточно», – отмечает г-н Якубов. По его мнению, резолюция должна помочь решить ключевые проблемы: комиссия агентам – не менее 10 %, убрать «от имени и по поручению», разработать достойный пакет договоров, не ущемляющий прав потребителей, а также законодательно закрепить стандарты агентской деятельности. Стоит отметить, что сам Андрей Якубов на конгрессе не был и в дискуссиях не участвовал. Отсюда и некоторое непонимание формата мероприятия. Все проблемы, которые вошли в резолюцию, поднимали и обсуждали сами же участники форума. Детскому отдыху на конгрессе посвятили отдельный круглый стол, причем свободных мест в зале не было. В регионах многие представители розницы имеют еще и статус туроператора по внутреннему туризму. Для них требование перевозить группы детей только на автобусах не старше 10 лет – реальная проблема, так как такой техники в стране крайне мало. Компании, занимающиеся детским отдыхом, обсуждали эту тему на туроператорском конгрессе и получили-таки отсрочку, но она скоро истекает. Поэтому неудивительно, что участники рынка используют любой шанс, чтобы привлечь внимание властей и добиться окончательной отмены этой нормы. Как достичь желаемого? Перед тем как утвердить резолюцию, ее проект был направлен всем членам оргкомитета, представляющим как крупные сетевые розничные структуры, так и профильные общественные организации – СТА и АТА. Поправок по содержанию от них не последовало. Основатель и СЕО Службы «БАНКО» Татьяна Дмитрова, выступившая на конгрессе с докладом, только обратила внимание на пункт резолюции, осуждающий занижение комиссии. На этапе подготовки документа планировалось указать конкретный нижний порог – 7 %. Татьяна Дмитрова выразила опасение, что это может быть неверно истолковано туроператорами: мол, агенты обозначили свой прожиточный минимум, значит, до этого уровня можно снижать. И самое главное – 7 % не позволяет агентству обеспечить рентабельность своего бизнеса. Еще один участник конгресса Георгий Мохов («Персона Грата») высказал справедливое замечание по форме самого документа, комментируя ремарку Андрея Якубова о том, что в резолюции по ряду пунктов не прописаны сроки и исполнители. Юрист согласился с тем, что конкретика не вредит подобным документам: «В протокольных резолюциях всегда указываются поручение и компетентный исполнитель, а не всё вместе, иначе непонятно, как распределять обязанности по исполнению. Можно приложить к резолюции таблицу с «дорожной картой» исполнения», – отметил г-н Мохов в своем посте в «Трэвел президиум» 26 апреля в утверждении резолюции на заседании агентского комитета «Турпомощи» присутствовали Александр Осауленко («Турпомощь»), Юрий Барзыкин (РСТ), Сергей Голов (СТА, «Турпомощь»), Юлия Асабина (УК Сети ТБГ и «Горячие туры»), Ольга Руденко («Росстур»), Сергей Агафонов (МГП, СТА), Александр Иванов (TBS), Юрий Ханамирян («Хан тур»), юрист Димитрий Морозов, а также представители туроператорских брендов – Анна Подгорная («Пегас») и Юлия Шатова (TUI). Собравшиеся не затронули темы о сроках и поручениях по исполнению документа. Дебаты развернулись по одному пункту – о комиссиях. Минимально допустимую планку комиссии хотели поднять с 7 до 10 %, но в итоге конкретные цифры из резолюции вообще убрали, чтобы не смущать туроператоров, у которых размер вознаграждения выше обозначенной цифры. Этот пункт теперь выглядит так: «Считать недопустимой и разрушающей рынок практику дальнейшего снижения турагентских комиссий ниже сложившегося уровня, предоставление необоснованных скидок туристам и промотарифов, генерирующих демпинг и значительно повышающих риски». Возможно, это сделало текст более корректным, однако ответа на главный вопрос – где граница дозволенного поставщикам в отношении розницы – так и не дало. Также резолюция не прояснила, какие структуры должны взять на себя работу по доведению позиции агентского сообщества до туроператоров. Что касается взаимодействия с госорганами, то этим займется, в частности, Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. Он рассказал HotLine.travel, что по результатам конгресса будут подготовлены запросы в Совфед, Госдуму, Министерство культуры, Министерство транспорта, Роспотребнадзор, ФНС, Росстандарт и другие структуры. Каким будет результат, конечно, прогнозировать сложно. В том, что реакция последует, Юрий Барзыкин не сомневается хотя бы потому, что представители госорганов активно участвовали в конгрессе и по некоторым вопросам обратная связь уже есть. Однако надо иметь в виду, что любая инициатива может быть заторможена в коридорах власти. Пример с реестром турагентств, пожалуй, самый яркий. Год назад агентский конгресс поддержал его создание, это был один из ключевых пунктов, но соответствующего нормативного оформления он так и не получил. Реестр, вопреки ожиданиям, так и не стал обязательным, а значит, агентский рынок по-прежнему открыт всем ветрам – даже минимального «фильтра» для желающих войти на него нет. Требование дать агентам возможность работать от своего имени, а не только от имени туроператора, тоже фигурировало в итогах прошлогоднего конгресса. Минкульт подготовил соответствующие поправки в закон, но до реализации они доведены не были. Воз и ныне там. Оценивая резолюцию конгресса по горячим следам, наблюдатели отмечают: оргкомитет выбрал «тактику маленьких шагов». Всё, что касается непосредственных интересов розничного рынка, выглядит в большей степени декларативно. А вот о том, каковы причины этого, – мнения расходятся. Один из собеседников HL предположил, что организаторы осознанно избегали заявлений, которые могут стать почвой для новых скандальных выяснений отношений между туроператорами и агентами. Однако не будем исключать и объяснение по типу «сами виноваты»: в ходе конгресса его участники не смогли сформулировать единую позицию – каким должно быть устройство розничного рынка. Отсюда и размытость выводов, отраженных в резолюции.