Войти в почту

— инструменты развития — Режим Свободного порта Владивостока, который действует на Дальнем Востоке уже более года, все еще находится в режиме «пусконаладки», примеряясь как к потребностям ключевых инвесторов, так и к общемировой практике. В то же время, новыми экономическими реалиями уже воспользовалось не менее 150 компаний, готовых вложить свыше 250 млрд руб. в открытие нового или развитие уже действующего бизнеса. При детальном рассмотрении преференции СВП привлекают прежде всего местные компании, которые рассматривают их как своего рода очередную налоговую «упрощенку». В то же время, для новых инвесторов обещанные льготы тоже становятся толчком. Эксперты полагают, что главной задачей будет не допустить перекоса портовых проектов в сторону сырьевого экспорта, развивать внутреннее производство и глобальную интеграцию. Вольная трактовка Порто-франко, от которого век назад отказался Дальний Восток, вновь становится экономической реальностью. В конце марта Минвостокразвития РФ, которое добилось введения с 1 января 2016 года, сроком на 10 лет, весьма льготного налогового и административного режима для тихоокеанских портов, предложило еще более «облегченный» режим федерального закона. Сегодня режим СВП предполагает нулевые ставки налога на прибыль и имущество (первые пять лет), а также, соответственно, 12% и 0,5% ставки в следующие пять лет. Ставка соцвзносов на эти 10 лет составляет 7,6%. Льготы применяются к проектам, объем вложений в которые составляет не менее 5 млн руб. Министерство уже установленные льготные ставки предлагает заменить единым налогом в 6% со сроком действия в 15 лет для крупных инвесторов с суммой вложений не менее 500 млн руб. Напомним, с начала прошлого года ряд территорий Дальнего Востока на семь лет получил особый статус, закрепленный в федеральном законодательстве. Первоначально, как указано в ФЗ-212 от 13 июля 2015 года, под Свободным портом Владивосток понималась «часть территории Приморского края, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности». В то же время, документ уже тогда содержал поле для маневра, так, к территории свободного порта «приравниваются также территории муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации». Этим не преминули воспользоваться главы дальневосточных субъектов, лоббирующие интересы местного бизнеса — впрочем, при поддержке Минвостокразвития и дальневосточного полпредства. И к настоящему времени льготный режим распространен на ключевые экспортные порты юга Приморского края — от Зарубино до Находки, морские ворота Камчатки, Сахалина, Чукотки и Хабаровского края, а также на международный аэропорт Владивосток. Как отмечают в Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ), резидентами свободного порта являются около 150 компаний с объемом заявленных инвестиций в 254 млрд руб. Тем не менее, в министерстве настаивают, что даже с учетом нынешних льгот по налоговой нагрузке регион все еще уступает аналогичным особым зонам АТР. Меры в перспективе позволят уменьшить налоговое бремя, которое сегодня в среднем оценивается в 10,64% для приоритетных проектов в сфере высокотехнологичного производства, переработки сельхозпродукции, логистики, газонефтехимии, медицины. Пока судить о перспективах новой инициативы Минвостокразвития сложно, однако несколько лет назад и к возможности введения порто-франко или режима ТОР общественность относилась скептически. Впрочем, это не единственная инициатива по расширению режима порто-франко. Так, глава Чукотки Роман Копин предложил снизить входной порог для резидентов СВП с 5 млн до 500 тыс. руб. По его словам, такая цена «входного билета» диктуется финансовыми возможностями бизнеса в регионе. «У нас свободным портом объявлен самый северный порт России — Певек. Но зарегистрированных резидентов здесь пока нет. Идея заключается в том, чтобы в СПВ можно было привлекать представителей малого и среднего бизнеса, не только крупных инвесторов»,— заявил он. И это предложение было поддержано вице-премьером Юрием Трутневым, причем не только для Певека, но и для других регионов. Кажется, дело за малым — объявить весь Дальний Восток порто-франко и освободить его от налогов. Инвесторы постояли в очереди С момента вступления в силу федерального закона о свободном порте одним из самых сложных вопросов оставался визовый режим. Изначально предполагалось, что с 1 января 2016 года для иностранцев, въезжающих на территорию России через территорию свободного порта, будет применяться упрощенный визовый режим. В частности, восьмидневную визу интурист должен был получить на границе и бесплатно. Но как оказалось, в министерствах и ведомствах так и не приняты изменения в многочисленные нормативные акты. Впоследствии начало действия нового порядка оформления въездных документов было перенесено на 1 июля 2016 года, но и в эти сроки госаппарат не уложился. Как выяснилось, необходима масштабная модернизация и последующее тестирование информационной системы миграционного и регистрационного учета «МИР», расширение и дооборудование погранпереходов. Кроме того, летом прошлого года вице-премьер Юрий Трутнев назвал еще одну причину задержки. «Причина простая — изменившаяся в мире ситуация с миграционными потоками, которые у нас возникли и на Дальнем Востоке. Если мы откроем границы, то можем „схлопотать“ потоки мигрантов, в том числе транзитные, что доставит массу проблем и неприятностей»,— заявил он. Кроме того, принятие необходимых поправок осложнялось и периодом законодательного «междувластия», поскольку осенью прошлого года переизбирался очередной состав Госдумы. Необходимые изменения в законодательство были приняты в зимнюю сессию Федерального Собрания седьмого созыва. В марте были окончательно одобрены поправки, предусматривающие упрощение порядка въезда на Дальний Восток для иностранных туристов и инвесторов. Теперь иностранцы смогут приехать в любой из пяти дальневосточных регионов, где действует режим свободного порта (Приморский и Хабаровский края, Сахалинская область, Чукотка и Камчатка) по электронной визе с разрешенным сроком пребывания до 8 суток. «Введение совершенно нового для России механизма — электронной визы — будет способствовать привлечению инвесторов и туристов, которым станет проще приезжать на Дальний Восток»,— заявил глава Минвостокразвития Александр Галушка. Особенно заинтересованы в новом режиме власти Приморского края, который сегодня лидирует среди дальневосточных регионов по въездному потоку. Только в прошлом году Приморье посетили более полумиллиона иностранных туристов, общий же турпоток составил более трех миллионов человек. По оценкам властей Приморья, иностранцы смогут получать электронные въездные документы уже с 1 июля. Местным полегчало Сегодня режим свободного порта привлекает, по большому счету, уже работающие или присматривающиеся к региону компании. Среди них такие гиганты индустрии, как входящее в угольный холдинг ООО «Управляющая портовая компания» стивидор АО «Восточный Порт». Эта компания стала резидентом СВП, реализуя проект третьей очереди углепогрузочного комплекса под Находкой мощностью 16,5 млн тонн в год и стоимостью 17,2 млрд руб. В итоге общая пропускная способность «Восточного Порта» достигнет 39 млн тонн в год. Или, например, на льготный режим рассчитывает дочка «Русала» ООО «Причал», которая намерена построить в Ванино глиноземный терминал на 1,5 млн тонн в год стоимостью 5 млрд руб. С экспортно-ориентированным проектом выступила «Восточная горнорудная компания», которая планирует увеличение добычи угля на Солнцевском разрезе в Сахалинской области и ведет строительство портовой инфраструктуры в Шахтерске. Строить морской терминал для экспорта сжиженного углеводородного газа в Хасанском районе Приморья собирается «Восток ЛПГ», общий объем инвестиций составит 4,5 млрд руб. Среди сырьевых проектов можно отметить «Приморскую золоторудную компанию» (ПЗРК), которая намерена вложить 822 млн руб. в освоение участка Золотой в Партизанском районе Приморья. Логично, что интерес к возможности порто-франко проявили и компании, тесно связанные с морской и портовой деятельностью. Так, среди новоявленных резидентов камчатская компания «Терминал Сероглазка» (входит в Группу «НОРЕБО») собирается создать морской рефрижераторный терминал по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов, перевалке рефрижераторных и сухих контейнерных грузов. Холодильно-морозильные мощности намерен построить «Находкинский морской рыбный порт». Переработкой и транспортировкой морепродуктов намерена заняться компания «Южный Терминал» в Корсакове (Сахалин), на Камчатке аналогичные планы у «Укинского Лимана» и «Витязь-Авто». Береговой комплекс по перевалке нефтепродуктов с автомобильного на морской транспорт в порту Ванино собирается строить компания «Форум ДВ». Среди крупных экспортеров и производителей продовольствия стоит отметить проект «Объединенной зерновой компании» (ОЗК) по строительству зернового терминала в Зарубино (Приморье) на 3 млн т зерна в год к 2020 году с расширением до 10 млн т к 2023-му. Общая стоимость проекта оценивается в 40 млрд руб. Перевалкой (и, частично, сельхозпродукции) заинтересовалась международная компания белорусского происхождения ГК «Содружество», которая традиционно занимается выращиванием и переработкой масличных культур, агротрейдингом. Интересным прецедентом является получение статуса резидента ТОР девелоперским, строительным и гостинично-туристическим бизнесом. Среди крупнейших — входящий в группу компаний DNS «Авиаполис Янковский», который строит складской комплекс суммарной стоимостью 1,5 млрд руб. В строительство гостиницы в Петропавловске-Камчатском на 140 номеров и стоимостью 1,3 млрд руб. готово вложиться ООО «Новый дом». Жилье во Владивостоке будет строить компания «Восточный ЛУЧ», пока вложения оцениваются в 345 млн руб. Пока, надо заметить, среди резидентов СВП не так много компаний, реализующих исключительно проекты промышленного производства. Среди самых интересных — проект создания завода по производству и дистрибуции китайских грузовиков FAW. Его инициатор — ООО «Производственная компания „Юбо-Сумотори“» (СП ГК «Сумотори» и китайского автопроизводителя FAW). Планируется собирать в приморском городе Артеме до 2 тыс. тяжелых грузовиков в год. Небольшой завод бытовой химии собирается ввести там же компания «Восток—Поликор»; производством фанеры, OSB плит и опалубки в Уссурийске интересуется «Деревообрабатывающая компания Жуньда» из КНР. В Ванинском районе стройматериалы будет производить «Токинский кирпичный завод», а переработкой отходов деревоперерабатывающей промышленности займется «Карбон-ДВ». По оценкам Минвостокразвития, резиденты реализуют проекты в типичных для региона отраслях, и зачастую в свободный порт приходит все тот же локальный бизнес, воспринимающий новые налоговые преференции как своего рода вариант «упрощенки». Впрочем, для компаний, которые оценивали перспективы создания бизнеса, новые льготы также могут быть определенным подспорьем и подтолкнуть инвесторов на более активные действия. Как полагает младший научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Елена Заостровских, именно с режимом свободного порта, «суть которого заключается в развитии трансграничной торговли и транспортной инфраструктуры, а также интеграции в глобальные транспортные маршруты», связаны дальнейшие перспективы развития морских портов Дальнего Востока. Благодаря проекту «Свободный порт» будут созданы промышленные предприятия для отправки продукции с высокой добавленной стоимостью на экспорт, а размещенные в портах центры позволят развивать широкий спектр транспортных услуг. Вместе с тем, реализуемые угольные проекты ставят под сомнение переход на качественно новый этап развития морских портов Дальнего Востока в краткосрочной перспективе, полагает эксперт. По мнению Елены Заостровских, для реализации проекта «Свободный порт» необходимо выполнить важное условие — увеличить долю грузов в грузообороте того региона, в котором находится сам морской порт, то есть развить процесс регионализации портовой деятельности. По предварительным оценкам, в настоящий момент доля региональных грузов невелика: в Хабаровском крае доля грузов предприятий края составляет 8%, в Приморском крае — 5%. Вадим Пасмурцев

В нашем порту прибыло
© Коммерсантъ в Хабаровске