Войти в почту

«Ведомости»: антиколлекторский закон осложнил жизнь коллекторов

Сборы просроченных долгов в среднем по рынку в I квартале 2017 года упали на 15—20% (в зависимости от качества потрфеля), приводит издание слова Бориса Воронина, директора Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Теперь кредиторы (МФО и банки) стремятся звонить должникам не с целью взыскания, а для информирования о новых продуктах и времени работы офисов, рассказал изданию представитель НАПКА. Формально закон обязывает кредиторов подсчитывать только звонки о взыскании задолженности. По словам представителя НАПКА, сейчас рынок взыскания переживает сложный этап развития: коллекторам и должникам понадобится время, чтобы обкатать новый закон, сформировать практику применения и толкования неоднозначных положений. По словам собеседника газеты, Федеральная служба судебных приставов (ФССП) не планирует в ближайшее время выпускать рекомендации по применению нового закона, поэтому практика будет складываться в региональных судах. Кроме того, ассоциация обеспокоена строгостью закона: за два нарушения любой тяжести компании грозит исключение из реестра. Президент Ассоциации корпоративного коллекторства Дмитрий Жданухин рассказал Inc., что на формирование практики взаимодействия коллекторов с должниками может понадобится 2—3 года. Это связано со сроками рассмотрения дел судами общей юрисдикции, добавил собеседник Inc. По его мнению, сами физлица недостаточно активно используют возможности, предусмотренные законом. Дмитрий Жданухин не исключил, что к президентским выборам 2018 года может сформирован , помогающий должникам акт толкования закона. Процесс взыскания долгов будет идти в сторону цифровизации и судов. «Должников ждет цифровой долговой ад. Все будет в цифровом виде, … а безналичные операции прозрачны для государства», — прогнозирует президент Ассоциации корпоративного коллекторства. Издание отмечает, что закон подстегнул и активность должников в части направления жалоб. Только за январь – март через сервис «Добро пожаловаться» прошло более 1300 обращений (в прошлом году – 880), сообщил газете Дмитрий Теплицкий, гендиректор «Активбизнесколлекшн» («дочка» Сбербанка, входит в НАПКА). Со вступлением в силу закона о коллекторской деятельности поведение должников изменилось, отмечает Елена Докучаева, член совета директоров «Секвойя кредит консолидейшн». По ее данным, в начале разговора со специалистом по взысканию практически 70% должников просят уточнить, состоит ли агентство в реестре ФССП. Из них каждый пятый запрашивает номер свидетельства и просит выслать его скан, добавляет она. По закону должники могут и не общаться с коллектором либо поручить это своему представителю, но они пока не научились это использовать, отмечает газета. В первом квартале 2017 года лишь 1,5% должников письменно отказались от общения с коллекторами, приводит издание данные компании «Сентинел» (коллекторская «дочка» Альфа-банка) и 0,02% вышедших в просрочку заемщиков подали заявления по форме, утвержденной ФССП. У таких должников средний долг составляет 175 тысяч рублей, это в пять раз больше средних 37,6 тысячи рублей. В феврале Inc. сообщал, что судебные приставы с начала года активно проверяют коллекторские агентства. С 1 января 2017 года ФССП получила функции надзора за коллекторским рынком. Наибольшее внимание служба уделяет жалобам граждан. На 2 февраля в ФССП поступило 335 жалоб на действия коллекторов. Для обхода ограничений на контакты с должниками коллекторские агентства обращаются в суды. Решение суда снимает с коллектора количественные ограничения на контакты с должником. В марте стало известно, что коллекторы впервые получили штрафы за многочисленные звонки. Ранее издание «Коммерсант» сообщило, как коллекторы обходят запрет на ночные звонки должникам. Теперь должникам в ночное время приходят рекламные рассылки с информацией о новых продуктах и напоминанием погасить задолженность. Inc. рассказывал о перспективах для коллекторских агентств на 2017 год.

«Ведомости»: антиколлекторский закон осложнил жизнь коллекторов
© Inc.