Мужчины в дорогих костюмах обсуждают судьбу родины на Красноярском экономическом форуме. Действующие лица: экономисты, губернаторы и министры. Зал рукоплещет, когда из толпы раздаётся одинокий голос с просьбой перевести - на понятный язык. Глоток полезной информации в пустыне словоблудия так и не пролился. Как ни в чем не бывало, чиновники продолжили обмениваться ничего не значащими фразами. После пленарного заседания – вопрос вице-премьеру Дворковичу: а зачем вообще мы все сегодня собрались? "Есть же центр стратегических инициатив, специальное министерство", - заявляет Дворкович. Закрытые для бизнеса двери правительства обходятся стране не дёшево. В прошлом году звучала цифра – 200 миллионов. Сколько красноярский экономический спектакль стоит сегодня, выяснить не удалось. На этот вопрос губернатор отвечал пятнадцать минут, но так и не ответил. "Стоит не дорого. Потому что у нас есть свои традиции подготовки. Во-первых, у нас ряд затрат они планируются в плановом бюджете, когда мы планируем бюджет на очередной год, мы в разных отраслях, потому что мы планируем конференции на это выделяем средства, проводим конкурсы, дополнительные культурные мероприятия", - рассказал губернатор Виктор Толоконский. Мы отправились посмотреть, как хорошо живёт Красноярск благодаря экономическому форуму. 900 метров от делового центра – полуразрушенный дом, построенный еще Колчаком. Чтобы попасть в подъезд, нужно пройти по деревянному мостику – недавно на этом месте в подвал провалился мужчина. Отходим ещё на триста метров. Вот – детский сад, словно из зоны отчуждения. Он был на балансе минобороны, потом военные передали учреждение городу. Но вместо детей там поселились бомжи. "Это самый большой район СКЛ , здесь 320 тысяч человек проживает. Мест в детских садах, естественно, не хватает. Но вот стоит детский сад 4 года, его никак не могут чиновники восстановить", - говорит депутат краевого заксобрания Александр Глисков. Садимся в машину. Сильная тряска показывает состояние дорог в Красноярске. Местные жители шутят, что асфальт сходит вместе со снегом. Вот ещё одна достопримечательность – мост, который с каждым годом становится дороже, но не лучше. Это одна из основных магистралей города. Коммунальный мост. Именно по нему участники форума добираются из аэропорта в деловой центр. Каждый год местные власти тратят миллионы рублей на его реконструкцию. Пять в прошлом году, один в этом. Но, судя по всему, они уже решили сдаться. Несмотря на широкую дорогу, здесь повесили знак: 40 км\ч. Что косвенно подтверждает – конструкция дышит на ладан. Зато повсюду модные баннеры, которых только по дороге из аэропорта - не меньше 15. У входа на бизнес форум гостей приветствует вот такой манекен. Характерный жест, похоже, относится к тем, кто не вписывается в финансовый бомонд. Машины, запонки, костюмы за 400 тысяч. Все – класса "люкс". Шик и блеск – и на кухне ресторана Красноярского экономического. Мы стали первыми за 14 лет журналистами, попавшими в святая святых. Шеф-повар в красках поведал, какие капризные у него бывают гости. Чиновники на форуме склонны к изыскам. Предпочитают местные деликатесы, вроде рыбы муксун или осётра. Еду им подают на берёзовых спилах – в сибирской тематике. А живут – в резиденции губернатора. Идеальное место для курорта – посреди леса, на берегу Енисея, с собственной вертолётной площадкой на воде. На форуме почти не слышно иностранной речи. Одно за другим подписываются соглашения о сотрудничестве, которые, тем не менее, ни к чему не обязывают ни одну из сторон. Вот одна из основных тем повестки: развитие России до 2035-го. В прошлом году - обсуждали до 2030-го. Но за это время изменилась не только экономическая ситуация. В Минэкономразвития – новый руководитель, который, естественно, пришёл со своим планом на будущее. И не готов отвечать за идеи предшественника. Главный лейтмотив пьесы про российскую экономику – у нас всё хорошо. Вот в этом зале говорят о не истощительном использовании российских лесов. Над идеей начать продавать не сырье, а переработанный продукт, на форуме бьются с самого его основания. Одни и те же слова произносят 14 лет подряд. Но вот данные Рослесхоза от 2006 года. Здесь указано, что мы перерабатываем лишь 33 процента того леса, что добываем. А теперь и эта цифра снизилась до 20. Создаётся стойкое ощущение, что большинство участников форума вообще не понимают, о чем говорят. Вот общественный омбудсмен по государственным закупкам Сергей Габестро предлагает тему: госзакупки, как механизм поддержки регионального товаропроизводителя. Правда, почему-то не знает историю экс-главы Удмуртии Александра Соловьёва, который как раз фактически создал в республике систему распределения госконтрактов среди аффилированных структур и две недели назад был арестован. Один за другим чиновники и экономисты на Красноярском экономическом форуме объявляют: срочно нужно развивать науку и технологии. Чиновники с экспертным мнением согласны. Кивают в сторону Сколково, за последние пару лет потратившего несколько триллионов бюджетных рублей. На этой выставке представлены итоги их разработок. Самолётики из пенопласта или вот - робот-скворечник. Таких проектов в России – тысячи. Вот, например, целая компания, занимающаяся разработкой грузового дирижабля. Его строят уже 10 лет, но пока подготовили только документы. Зато потратили 200 своих и 35 государственных миллионов. И запросили ещё 13 миллиардов на создание первой модели и завода. Плодотворная, но неторопливая работа. Пока чиновники и бизнесмены обсуждают, куда бы ещё потратить миллиарды, падают реальные доходы населения. По данным Росстата с начала года - ещё на два с половиной процента. Но эту проблему в Красноярске не обсуждали. Главной новостью форума стало заявление Дворковича о праве на ошибку для чиновников, настроенных на амбициозный результат, а не на текущую работу. А главным прорывом оказалась идея вице-премьера отказаться от трудовых книжек. Организаторы КЭФ тратят сотни миллионов рублей в попытках понять, что делать с российской экономикой. Тысячи людей в дорогих костюмах часами в конференц-залах и придумывают планы на десять лет вперёд, хотя их придётся менять уже через месяц. При этом, те, кто за пределами этого комфортабельного бизнес-центра решают реальные проблемы, например, с очередью в детский сад, сложных экономических терминов не понимают. Но надеются, что помощь из этих стен помощь когда-нибудь придёт, хотя бы к 2035-ому году.