Войти в почту

Госслужащие В администрации Санкт-Петербурга есть ряд управленцев, не имеющих за спиной опыта работы в индустриях, за развитие которых они отвечают в Смольном. Эксперты видят в этом риск медленного развития курируемых председателями комитетов отраслей. Впрочем, назвать примеры эффективных чиновников, работающих "по специальности", они тоже затрудняются. Михаил Охотов Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Сергей Харлашкин -- один из самых опытных в своем деле руководителей городской администрации. В профильной деятельности он с 2006 года, с тех пор как стал руководителем автодорожного предприятия Московской области ГП "Высоковский автодор". Затем были АО "Фирма "Мосводоканалстрой"", где господин Харлашкин участвовал в работе штаба по подготовке строительства новых станций московского метрополитена, и ОАО "Мосавтодор и партнеры". Похожий карьерный путь у Сергея Морозова, главы смольнинского комитета по строительству. Финальной точкой в его транспортно-конструкторской деятельности стало СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства", а до него -- предприятия "Автострада" в городе Ефремове (Тульская область), тульский "Профдорстрой", ООО "Космосавиаспецстрой", вышеупомянутый "Мосводоканалстрой", ГУ ТО "ТулаАвтодор" и даже администрация городского округа Балашиха (Московская область). Не настолько очевидна логика прихода к должности председателя петербургского комитета по транспорту Александра Головина. Карьера его была связана в основном с управлением аэропортами -- в Санкт-Петербурге, Сочи и Волгограде, после чего в биографии господина Головина появился "Олимпстрой". Как видно, руководитель ведомства является специалистом только в одной области перевозок, при этом не связанной напрямую с внутренней жизнью города. Кстати, официальной биографии председателя транспортного комитета на сайте администрации Петербурга нет. Как нет на портале и истории трудовой деятельности одного из самых молодых руководителей Смольного -- главы комитета финансов Алексея Корабельникова. Известно, что он работал в международной консалтинговой компании, а вот финансовых структур в его биографии не обнаружено. Председатель комитета по промышленной политике и инновациям (КППИ) Максим Мейксин в своем послужном списке имеет не только индустриальный опыт. Трудовой путь господин Мейксин начинал на фабрике "Светоч", попробовав себя не только в роли наладчика оборудования, но и маркетолога. Затем получил образование в области государственного управления, стал топ-менеджером в дочерних структурах группы ВТБ, а до перехода в КППИ два года работал в должности первого заместителя главы Кировского района Ленинградской области. История его заместителя Ивана Складчикова ограничивается работой только в госструктурах -- Межрегиональном управлении контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации, петербургском комитете по инвестициям и все том же КППИ. Любопытно, что прежний заместитель Максима Мейксина -- Алексей Васильев -- также, судя по данным из открытых источников, не имел промышленного опыта. Он работал в СПб ГУП "Информационно-издательский центр администрации Санкт-Петербурга "Петроцентр"", а затем в городском комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. Второй нынешний заместитель председателя КППИ Сергей Тальнишних, по информации на сайте Смольного, начинал карьеру в ОАО "Техприбор". Вращение дверей Опрошенные SR эксперты сходятся во мнении, что у людей, которые занимают высокие государственные должности, должен быть опыт работы в профильной индустрии. По словам директора агентства "1000 кадров" Марии Маргулис, обладая практическим бэкграундом, чиновник, скорее всего, будет лучше понимать специфику регулируемой деятельности, особенности работы бизнеса в этой сфере. Декан юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС Сергей Цыпляев отмечает, что если государственный муж плохо понимает объект, который регулирует, он зачастую создает не работающие на практике документы. "Управленческие решения принимаются на основе каких-то идеальных представлений или даже слухов", -- констатирует он. Господин Цыпляев рассказывается о "теории вращающихся дверей", которая особенно характерна для американской политической системы. По ее сути, люди, работавшие в администрации, должны уходить в бизнес, а через какое-то время возвращаться во власть. Так они приобретают необходимый опыт -- понимают, как государственное регулирование отражается на них самих. Руководитель пресс-службы "HeadHunter Северо-Запад" Ирина Жильникова приемлет оба пути тренировки чиновничьей вовлеченности: "Если специалист смог "прокачать" необходимые навыки в профильной индустрии и затем перешел на государственную должность, этот опыт позитивно скажется и на скорости, и на эффективности работы. С другой стороны, те же компетенции (как soft skills, так и hard skills) могут быть наработаны в процессе решения рабочих задач в государственном секторе". Тем не менее работа в частном секторе и в государственных структурах резко отличается. Сергей Цыпляев выделяет примеры нынешнего президента США Дональда Трампа и миллиардера Михаила Прохорова в российской практике. "Бизнесмен принимает решения как хозяин. Но публичная сфера требует мобилизации, убеждения граждан и заинтересованных игроков -- необходима постоянная работа в сфере идей и эмоций. Принять решение и выделить под него финансирование недостаточно. Надо убедить граждан действовать соответствующим образом и, конечно, учитывать наличие большего количества игроков, разных центров и сфер влияний. В общем, здесь нужна большая мудрость по сравнению с руководством бизнесом", -- заключает он. Мария Маргулис предлагает обратить внимание на достижение конечной цели. "Работа в частном секторе строится иначе, здесь больше ориентация на достижение конкретных результатов, а не на процесс", -- говорит она. Ирина Жильникова замечает, что стилистика общения, принципиально отличная от бизнеса клановость власти, скорость принятия решений могут стать серьезным камнем преткновения на карьерном пути бывшего бизнесмена в государственном секторе. Для более успешной работы на государственных должностях необходим высокий управленческий опыт. Если будущий государственный деятель в бизнесе будет заниматься узкой, специализированной технической задачей, он не поймет механику работы всего организма. "Если берем позиции первых лиц города или государства, то они должны обязательно иметь опыт работы именно первым лицом -- здесь надо быть готовым к принятию решений, брать на себя ответственность и уметь организовать людей, их убедить и мобилизовать. Это особое качество, которое не приобретается даже на уровне заместителей", -- утверждает господин Цыпляев. Финансовый директор ГК "Технополис" Сергей Жданов напоминает, что необходимо учесть и размер предприятия. "Директор строительной компании из малого бизнеса, скорее всего, не будет охватывать весь спектр проблем отрасли. Именно поэтому в западных странах консультантами, либо на должности в госорганах приглашают топов крупнейших предприятий и конгломератов", -- аргументирует он. Выбор за гражданами В марте 2016 года городские парламентарии разработали законопроект "Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга", в котором, в частности, предлагалось ввести дополнительные требования о необходимости пятилетнего опыта работы в отрасли к кандидатам на должность главы комитета по промышленной политике и его заместителям. Максим Мейксин резко отреагировал на это, заявив, что эти нормы "противоречат законодательству о гражданской государственной службе РФ в части требований к стажу руководителя и заместителя профильного комитета". Нарекания главы КППИ вызывали и другие нововведения в документе. Законопроект был отправлен на доработку из-за нестыковок с федеральным законодательством, а Союз промышленников и предпринимателей (приложивший к нему руку) продолжает работу над документом, намереваясь снова внести его на рассмотрение городского парламента. Размышляя о том, стоит ли законодательно регулировать необходимость наличия профильного опыта у лиц, занимающих государственные должности, аналитики предупреждают, что это может привести к обратному эффекту. Например, на сегодняшний день документально закреплено, что для вступления в СРО строительных организаций руководитель должен работать на основном месте, а также иметь высшее строительное образование. Это зачастую мешает талантливым управленцам, считает Сергей Жданов. Близкого мнения придерживается Сергей Цыпляев: "Здесь должна быть свободная воля граждан -- выбирать тех, кому доверяют. Гнать человека насильно работать в бизнес, когда, например, он хочет преподавать, нельзя. Законодательное регулирование является излишним. Решающим являются традиции, вкусы избирателей, которые изучают биографию человека и понимают, есть ли у него опыт в бизнесе или он всю жизнь провел в бюрократических кабинетах". Примечательно, что эксперты SR так и не смогли привести положительный пример руководителя, который успешно работает на государственной должности, имея за плечами профильный опыт. Единственный случай -- переход руководителя корпорации "Аэрокосмическое оборудование" Сергея Бодрунова на должность председателя тогда еще комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга, вспомнил Сергей Цыпляев. Но это пример, по его мнению, отрицательный.

Власть не по профилю
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге