Почему речфлот тормозит? Что мешает его развитию в Новосибирской области?
Возрождение речного судоходства стало государственной политикой России в последние годы. Но сделать это не так просто. А где вокзал? У россиян растёт интерес к путешествиям по рекам. В прошлом году теплоходы речфлота по Оби в регионе перевезли более 130 тысяч пассажиров. Из них порядка 7 тысяч – по социальному маршруту: от «Речного вокзала» до остановки «Седая заимка». «У нас дача на острове, так я жду не дождусь, когда теплоходы начнут плавать», – призналась Анна ЦЫГАНОВА, жительница Новосибирска. Ждать осталось недолго – в этом году, по прогнозу Гидрометцентра, реки должны вскрыться раньше, чем в прошлом, на неделю. А значит, навигация начнётся раньше: предварительно 1 мая и продлится по 25 сентября. Сначала начнут ходить суда в Алтае, потом в Новосибирской области и несколько позже – в Томской области. Причём у сибиряков просыпается интерес к путешествиям по живописной реке. В прошлом году теплоход отдали под экскурсию одного дня – гиды городского музея его пассажиров посвящают в тайны местных шести мостов. Набирает популярность ещё один маршрут: в субботу – к базам отдыха, что стоят на Обском море, а в воскресенье – обратно. «Сейчас разрабатываем новый: от ОбьГЭСа до аквапарка, – рассказал Антон БОЧАРОВ, исполнительный директор компании «Речфлот». – Он должен стать популярным, учитывая, что это даст возможность объехать вечные пробки на ул. Большевистской». Можно развивать и другие пассажирские маршруты по Оби. Но без речного вокзала, имея только пирс, это сложно. Новосибирск потерял его в лихие 90-е. «Нам нужен небольшой земельный участок, – говорит Бочаров, – чтобы на нём построить новый вокзал. Уже два года по этому поводу ведём переговоры с мэрией, но пока безуспешно. Чиновники почему-то рассматривают набережную только как парковую зону». Хотя в туристическом Бангкоке, где ходят речные трамваи, тоже нет вокзалов. На пирсах – только кассы и крыши от дождя. Куда ушли корабли и капитаны? Перевозить грузы по водным артериям страны значительно дешевле, чем по железным или автомобильным дорогам. «В прошлом году по Оби через наш регион перевезли 2,3 млн тонн песка, щебня, древесины и других грузов, – рассказал Юрий ХОХЛОВ, первый заместитель руководителя ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей». – В этом году объём будет больше как минимум на 10%. Договора уже есть». Причём в ближайшие годы на север Томской и Тюменской области и оттуда возить понадобится ещё больше материалов, ведь там открывается крупный деревообрабатывающий комбинат (построили совместно с Китаем) и разрабатывается несколько нефтяных и газовых месторождений. Сибирская красавица Обь становится всё оживлённее. Сейчас готовятся к навигации порядка 30 теплоходов и 50 барж. В этом году благодаря государственной федеральной программе к ним прибавятся ещё несколько теплоходов и 4 судовых технологических комплекса. Но практически весь судоходный парк, который удалось сохранить, родом из СССР, он построен ещё в 70-е годы, а потому на ладан дышит. Всем судам и баржам в большей или меньшей степени требуется ремонт. А ближайшие судоремонтные базы – в Барнауле и Томской области. «Отправлять туда на ремонт далеко и дорого, – говорит Александр КАРАКОЦКИЙ, директор Ассоциации судовладельцев Западной Сибири. – Именно поэтому три местных компании, объединившись (пока без государственной помощи), в этом году создали на базе Новосибирского речного порта предприятие «Речной сервис». Здесь уже ремонтируют корпуса. Предприятие ежегодно будет возвращать в строй 3–5 барж и 1–2 теплохода. Но потребуются инвестиции – необходимо приобрести судоподъёмные механизмы, а это сотни миллионов рублей». Есть и ещё одна серьёзная проблема – катастрофически не хватает старшего командного состава и особенно капитанов кораблей. Парадокс в том, что в Новосибирске есть Сибирский университет водного транспорта. «Судоводителей и мотористов переизбыток, – разводит руками Каракоцкий. – Но чтобы стать капитаном, нужно пройти весь путь, начиная от матроса-моториста. А это несколько ступеней, и при переходе на каждую необходимо подтверждать квалификацию». К слову, зарплата капитана в сезон – от 100 до 150 тысяч ежемесячно. И несмотря на это, их катастрофически не хватает.