Росатом предлагает изменить законодательство о закупочной деятельности
В связи с большой долей зарубежных заказов в портфеле Росатом предлагает изменения в законы, касающиеся закупочной деятельности. Об этом заявил на пленарном заседании «Раскрываем «секрет» эффективности корпоративных закупок» в ходе Всероссийского форума «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки» директор по закупкам, МТО и управлению качеством ГК «Росатом» Роман Зимонас. По словам Зимонаса, в атомной отрасли ежегодно проводится около 70 тысяч закупочных процедур на сумму более 1 трлн рублей. 99% конкурентных закупок в атомной отрасли проводятся на электронных площадках. Порядка 85 тысяч поставщиков, зарегистрированные на этих площадках, регулярно участвуют в закупочных процедурах Росатома. В 2016 году общая экономия в рамках закупочной деятельности составила более 50 млрд рублей, из них экономия за счет конкурентных процедур — 29,82 млрд рублей, остальное — за счет категорийных стратегий закупок (например, когда аналогичные закупки отдельных предприятий типизируются и объединяются в один лот, а экономия достигается из-за снижения цены за счет увеличения объема договора). В прошлом году в программе по категорийным закупкам приняли участие 73 предприятия атомной отрасли, что позволило им сэкономить 12% объема их годовых программ закупок. Например, благодаря объединению потребности на несколько лет и поиску альтернативных изготовителей при проведении закупочной процедуры на изготовление, испытания, сертификацию и поставку железнодорожных транспортеров для Ленинградской АЭС удалось сэкономить 42% от начальной максимальной цены. С сентября прошлого года Росатом начал пилотное испытание такой закупочной процедуры как «Электронный магазин» для поставщиков, предлагающих ходовую простую продукцию. Госкорпорация заранее обнародовала перечень продукции, которую готова купить через электронный магазин. Участнику достаточно один раз в таком магазине разместить свою оферту с ценой на указанную продукцию (канцтовары, офисная мебель и т.д.). Заказчик может зайти в электронный магазин, выбрать поставщика с оптимальной ценой и заключить договор в электронном виде. Это значительно сокращает сроки закупки. Пилотная программа по внедрению «Электронного магазина» проводится до конца апреля, затем планируется включить этот инструмент в Единый отраслевой стандарт закупок. По мнению Романа Зимонаса, за все годы с начала создания законодательства в сфере регулирования закупочной деятельности в России была проделана большая работа в области открытости, развития конкуренции и достижения равноправия участников закупок, максимального снижения цены. «Мы достигли колоссальных успехов здесь по сравнению с 1990—2000 годами. Был совершен большой прорыв, появилось много новых инструментов, достигнута большая эффективность. Но есть ощущение, что ничего не сделано в области управления исполнением договоров, качеством той продукции, которую мы получаем», — отметил он. В связи с отсутствием в законодательстве возможности заранее гарантировать допуск к закупочным процедурам лишь тех поставщиков, которые в состоянии гарантированно выполнить свои обязательства с надлежащим уровнем качества, после заключения договора единственной возможностью урегулировать споры является арбитражный суд, что требует больших временных затрат. Так, в результате срыва исполнения договора на поставку циркуляционного насоса и комбинированных затворов для Нововоронежской АЭС потеря времени составила 80 месяцев, поскольку на этапе входного контроля оборудование не прошло испытания. В этом случае никакие штрафы, вплоть до банкротства поставщика, не могут компенсировать потери, которые несет заказчик в лице Росатома за простой на стройплощадке и последующую невыработку электроэнергии. До 2030 года Росатом должен построить 43 атомных энергоблока. Из них 36 — за рубежом. Уже в 2023 году необходимо сдать в эксплуатацию 6 энергоблоков, 5 из них — в других странах. У зарубежных заказчиков могут быть свои требования к поставщикам, свои законодательные нормы. Не всегда эти нормы совпадают с российскими, за рубежом иностранные заказчики проводят глубокую проверку своих поставщиков. Например, индийский заказчик не допускает поставщиков, даже принадлежащих российской госкорпорации «Росатом», к исполнению договоров, пока они не прошли аудит внешнего заказчика. Чтобы избежать срывов сроков (которые в случае зарубежных заказов могут грозить многомиллионными штрафами в иностранной валюте и подрывом международной репутации российской атомной госкорпорации), Росатом приступил к внесению изменений в систему закупок, которые позволят привести ее в соответствие с международными требованиями. Существующая система в нашей стране допускает ситуацию, когда в процедуре закупки может победить компания, которая не в состоянии выполнить заказ в срок с соблюдением требуемого качества. За рубежом страховкой от подобного развития событий служит предконтрактный аудит среди потенциальных поставщиков, заказчик проверяет всю цепочку, включая субподрядчиков, в том числе и поставщиков сырья. В связи с этим Росатом предлагает внедрить такую практику в России, чтобы можно было иметь возможность проводить полноценный аудит среди производителей критически важной продукции, срыв поставок которой может влиять на сроки и безопасность возводимых им объектов. Кроме того, атомщики предлагают расширить перечень требований, который можно предъявлять к поставщику, а также ко всей цепочке его субподрядчиков. Речь идет только об уникальных, опасных и технически сложных работах для объектов использования атомной энергии. Процедура аудита должна быть публична и прозрачна, ее методика должна подлежать обжалованию, а протокол аудита должен быть подписан проходящим проверку поставщиком, отмечают в Росатоме.