«Универсальные солдаты» Ямала
В Ямало-Ненецком автономном округе логика многих Программ и решений становится понятной только после непосредственного общения с теми, кто их осуществляет. Так, например, для меня всегда было непонятным, по какой причине, имея современную учебную базу, большой опыт подготовки различных специалистов, ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» не открывает на своих площадях филиалы институтов и не предлагает своим студентам продолжение обучения и высшее образование. Во время моего посещения колледжа, директор учебного заведения Игорь Трисорука так ответил на этот вопрос: «На Ямале была попытка открытия филиала высшего учебного заведения в Ноябрьске на базе колледжа информационных технологий, но проведя анализ его работы, Губернатор сказал, что не видит в создании заведений такого профиля, необходимости поскольку более качественную подготовку дают учебные заведения Тюмени, Ханты-Мансийска, Москвы и Санкт-Петербурга и других городов. На Ямале действует целевая программа, когда студенты получают финансовую поддержку, но после окончания ВУЗа, должны вернуться в округ«. Действительно, зачем, с одной стороны, заведомо сужать спектр специальностей, стремится формировать преподавательский состав, если есть устоявшиеся «столпы» профессионального образования с высококвалифицированными преподавателями, современными методиками обучения и учебной базой. Зачем изобретать велосипед, если нужно создать условия для жителей Ямала по доступности высшего образования в лучших учебных заведениях России? Маленький, но важный акцент для понимания того, что делают в округе, и не только в сфере образования — здесь ищут оптимальные решения… И понимают, что цивилизация начинается с инфраструктуры… Логику таких решений и семантику смыслов можно увидеть и распознать только соприкоснувшись с носителями ямальской идеологии. Именно так я и решил поступить, получив ответы на вопросы об энергетической и коммунальной безопасности региона у исполнительного директора АО «Ямалкоммунэнерго» Максима Пономарева. А.В.: Отличаются ли условия работы коммунальных служб на Севере, в арктической зоне, от работы энергетиков и коммунальщиков в обычных условиях? Если есть такие отличия, то в чем они состоят? М.П.: Мне, как уроженцу Северо-Кавказского региона, эти отличия ярко видны. Когда в Ставрополе раз в пять-семь лет наступали морозы -200С, то для коммунальщиков это было настоящее стихийное бедствие, возникал коллапс – и транспортный, и с подачей энергоресурса, перемораживались водоводы, рвались тепловые сети, останавливались ЦТП (центральные тепловые пункты). Ситуация угрозы ЧС (чрезвычайной ситуации — А.В.). Что касается работы на Ямале, мы в этом году пережили пятидесятиградусные морозы и за это время у нас ни одного технического инцидента, который бы отразился на безопасности населения округа, не произошло. Я это оцениваю, как хороший уровень подготовки к прохождению осенне-зимнего периода. Работа коммунальщиков на севере на порядок отличается от работы коммунальщиков южных территорий в силу того, что, во-первых, экстремальные погодные условия, во-вторых, очень сложная транспортная схема (неразвитая сеть автомобильных дорог, отсутствует круглогодичное сообщение, поэтому в локальной зоне люди и техника могут надеяться только на себя), при отрицательных температурах и перепадах температур совершенно иначе, чем в средней полосе или на юге ведет себя металл. Это учитывается при проектировании и производстве ремонтов тепловых и электрических сетей. На Севере совершенно другая формула для объектов генерирующих теплову и электроэнергию. Здесь применяется формула N+2, то есть по мощности резерв должен быть 100-процентный. Если мы говорим, что какой-то из наших поселков потребляет до 5 МВт в зимний максимум, то мы понимаем, что электростанция должна быть минимум на 10 МВт. С этими проблемами постоянно сталкиваемся и постоянно доказываем и здесь, и в Москве, что избыточный, казалось бы, уровень мощности, технологических потерь влияет, в первую очередь, на надежность и бесперебойность энергоснабжения потребителей. Без этого никуда. А.В.: Имеются ли особые требования к сотрудникам, которые предъявляет компания при приеме на работу? М.П.: Когда в 2011 году создавалась компания и коллективы МУПов-банкротов переходили в нашу структуру, незыблемым условием было сохранение штатной численности и текущего уровня заработных плат. Секвестировать, выбирать кто нам нужен, кто нет, мы не могли. Такой мораторий сохранялся на один календарный год с момента перевода персонала. После этого нами были произведены организационно-штатные мероприятия, оптимизирована и штатная численность, и система оплаты труда. На сегодняшний день главное требование — специалисты в наших условиях должны быть в два раза компетентнее, чем в условиях «большой Земли». Мы культивируем принцип «универсального солдата»: человек в условиях Крайнего Севера должен уметь брать на себя ответственность за решения, не бояться самому эти решения выполнять. Учитывая, что в глубинке мы часто испытываем проблемы с профессиональной компетенцией сотрудников, стараемся таких специалистов переучивать, повышать их квалификацию даже если речь идет о специалистах в предпенсионном возрасте. Таким образом, за пять с половиной лет с момента создания компании удалось сформировать регулярную «армию» специалистов достойного уровня. А.В.: Регулярная армия требует к себе большего внимания. И здесь не только уровень требований к работникам, но и внимание компании к условиям труда и быта сотрудников. Какие меры социальной поддержки в АО «Ямалкоммунэнерго» реализуются? М.П.: На стартапе компании мы приняли в свой состав совершенно разные коллективы, в том числе разные по условиям оплаты и социальных гарантий. Сейчас действуют единый коллективный договор и единый соцпакет.. В результате перехода в штат »Ямалкоммунэнерго» ни один из специалистов в зарплате не потерял, более того, по некоторым категориям, и в первую очередь по производственному персоналу рост зарплаты составил от 30 до 70%. Все стажевые и отраслевые выплаты нами сохранены, а для ряда территорий наш социальный пакет оказался даже «вкуснее», чем тот, что был в муниципальных предприятиях. Если немного подробнее: в соответствии с коллективным договором базовый размер премий во всех филиалах, где сверстан безубыточный годовой бюджет, не менее 50%. Ежегодно индексируется оплата труда (в размере 6,5-7%), предусмотрена оплата проезда в льготный отпуск, причем любыми видами транспорта – это тоже не было доступно на всех территориях. Практикуется финансовая поддержка молодых семей, выплаты работникам в трудных жизненных ситуациях. К сожалению, у компании ограниченные возможности в обеспечении персонала жильем, но для узких специалистов мы решаем этот вопрос за счет коммерческого найма. Таким образом, в районах Ямала, где нет предприятий ТЭКа, доходы наших работников вполне успешно опережают рост оплаты труда педагогов и медиков. А они сегодня, как Вы знаете, пользуются пристальным вниманием федерального Правительства. Повышается престиж профессии и, как следствие, не только остановлен отток квалифицированных кадров, растет интерес к отрасли со стороны молодежи. Мы в свою очередь, этот интерес стимулируем – через возрождение института наставничества, через партнерские соглашения с вузами и ссузами региона, привлечение студентов на практику, внедрение системы различных Грантов, участие в отраслевых конкурсах всевозможных уровней. Участие в конкурсах профессионального мастерства А.В.: Ямалкоммунэнерго можно отнести к молодым компаниям. Что является ее достижениями с момента создания, какой вклад в развитие ЯНАО она вносит? Если бы предложили создать ТОП-5 основных достижений, то что бы в него вошло? М.П.: Самым значимым я бы назвал создание единой системы управления коммунальным комплексом. Задача, которую шесть лет назад перед нашими акционерами ставил губернатор ЯНАО Дмитрий Николаевич Кобылкин, решена успешно. Мы не «завалили» операцию, несмотря на очевидные сложности, на то, что первые годы приходилось работать в условиях закрытых счетов, с огромными картотеками, в отсутствии денег на материалы и крайнего дефицита самих материалов, ввиду плачевного состояния «наследства», доставшегося нам от МУПов (муниципальных унитарных предприятий). Второй, важный итог — улучшение условий труда в отрасли, обеспечение персонала спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, получение лицензий на право эксплуатации опасных производственных объектов. Серьезная работа проведена по промышленной безопасности, впервые в истории Ямала все коммунальные объекты прошли необходимые экспертизы. Третье — инвестиции в отрасль, на основе принципов государственно-частного партнерства. К сожалению, коммунальная сфера расценивается многими банками, как рисковая зона, и по этой причине до сих пор нам не удалось в свой кредитный портфель получить инвестиционные кредиты Сбербанка. Тем не менее, Газпромбанк, Агромпромкредит нас поддерживают. Из задекларированных пяти миллиардов, которые «Ямалкоммунэнерго» до 2020 года должно вложить в коммунальную инфраструктуру округа, к началу 2017 года 2 млрд. уже вложено. За счет этих средств происходит модернизация объектов, замена старого оборудования. Как результат, с казны округа полностью снята нагрузка, связанная со строительством и заменой старого оборудования, с доработкой незавершенных объектов энергетики и коммунального хозяйства. Все мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду реализуются за счет средств «Ямалкоммунэнерго», как это предусматривает тариф. Четвертый шаг — к 2016 году мы полностью выровняли «правила игры» с точки зрения единой тарифной политики. На сегодняшний день компания работает в условиях долгосрочных тарифов, что является для нас, как для предприятия, подпадающего под государственное регулирование, гарантией реализации инвестиционных проектов. Стабилизировав ситуацию, мы готовы выйти на Правительство ЯНАО с предложением о едином котловом тарифе. Это позволит подтянуть за счет сильных территорий слабые и уйти от вопросов о том, почему в одном населенном пункте за электроэнергию платят 2 рубля, а в другом 30, как это происходит на территориях досрочного завоза. Хочу отметить еще один немаловажный момент — роль в реализации реформ нашего партнера — Единого расчетно-информационного центра ЯНАО (ЕРИЦ ЯНАО), одним из учредителей которого выступает округ. ЕРИЦ обеспечивает прозрачность и оперативность расчетов с потребителями. На Ямале ЕРИЦ действует на протяжении пяти лет. В сотрудничестве с ним мы реализовали пилотный проект прямых расчетов, исключив из цепочки транзитеров денег ресурсника управляющие компании. Эксперимент нашел отражение в документах Минстроя России и стал всероссийским трендом. Так что можно сказать, что по сравнению с другими регионами в этом вопросе мы вырвались вперед. Было бы несправедливым не отметить внедрение еще одного принципа, декларированного нам и на стартапе деятельности компании — реализация принципа единой технической и технологической политики. Сегодня предприятия «Ямалкоммунэнерго» практически ушли от разнокалиберного набора оборудования, которое нам досталось в наследство от муниципальных предприятий. Единый подход упрощает и поэтапную замену оборудования, и ремонт, упрощает содержание оборотного фонда запасных частей, подготовку специалистов. Не знаю, к какому из пунктов ТОП-5 отнести еще одно достижение, но о нем нужно сказать. Это снижение технологических потерь, расхода топлива. В совокупности с применением энергосберегающих технологий, установкой приборов учета, переходом на СИП (самонесущий изолированный провод) в электрике, проведением тотального энергоаудита и борьбой с коммерческими потерями и воровством это позволяет окупать строительные и инвестиционные проекты. Например, в Тазовском районе, тотальная установка электросчетчиков позволила снизить потери в передаче электроэнергии с 45% до 15%. 15 процентов — это даже ниже нормативов потерь, которые утверждаются Минэнерго. Исходя из всего перечисленного ТОП-5, как Вы его назвали, это ни больше, ни меньше — ключевые шаги по стабилизации отрасли, оздоровлению ее экономики, укреплению надежности и бесперебойности ее работы. И все это в условиях снижения нагрузки на региональный бюджет. В качестве примера приведу Пуровский район. Ежегодно районный бюджет должен был пополнять уставный капитал МУПа минимум на 200 млн. рублей. Сейчас эти вливания прекращены, МУП имеет дополнительный доход в 140 млн. рублей от сдачи имущества нам в аренду, из этих 140 миллионов только половину муниципалитет реинвестирует в ремонт принадлежащего МУПу имущества. Фактически вместо расходов в 200 млн. рублей бюджет Пуровского района получает прибыль в 70 млн. рублей в год. Реализация всех перечисленных шагов привела и к установлению баланса интересов ресурсника и потребителя, а в целом — к заморозке тарифа. Ямал сегодня — единственный регион, где по решению губернатора разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом для бюджетных потребителей субсидируется из бюджета региона. В 2017 году объем субсидии составляет 12,4 миллиарда рублей. Причем, с прошлого года эта цифра не увеличилась, несмотря на то, что весь комплекс мероприятий, о которых проговорили выше, мы выполняем за счёт тарифа. Современное оборудование А.В.: Часто о предприятиях, работающих на Крайнем Севере, приходится слышать, что они социально-ориентированы. Конечно, о социальных ориентирах Ямалкоммунэнерго уже была речь, но, может, стоит поставить дополнительные акценты? В чем, кроме внутренней социальной политики компании, социальные ориентиры Ямалкоммунэнерго? М.П.: В активной жизненной позиции. Работая в одной из самых сложных отраслей, мы тем не менее не чувствуем себя чем-то обособленным и стараемся внимательно следить за происходящим вокруг, принимать в этих событиях посильное участие. Таким образом, благотворительная и спонсорская деятельность Общества направлена не только на пропаганду национальной культуры народов Ямала и развитие спорта через участие в традиционных Днях оленевода. Мы сотрудничаем со спортивными организациями, Комитетом солдатских матерей ЯНАО, детскими учреждениями, в том числе для детей-сирот и детей из неблагополучных семей, религиозными конфессиями. Развиваем собственное физкультурно-оздоровительное движение, активно поддерживая корпоративные спортивные команды, которые занимают призовые места на разных соревнованиях. Традиционно, в канун 9 мая участвуем в чествовании немногочисленных уже ветеранов Великой Отечественной войны. Работаем с малоимущими семьями: в отношении этих семей, несмотря на формальное право прекратить подачу ресурса мы никогда этим не злоупотребляем, каждый раз стараемся пойти навстречу, помочь, реструктуризировать задолженность. Ежегодно к новогодним и майским праздникам проводим акцию, которая пользуется большим спросом у наших потребителей, — списываем пени, в случае если люди готовы погасить основное «тело» долга. Сейчас вот готовимся проводить лотерею по списанию долгов. Возможно, наша спонсорская деятельность не так хорошо известна и масштабна, как спонсорство предприятий ТЭКа, но нужно понимать, что мы относимся государственно-регулируемым компаниям и шиковать за счет потребителей наших услуг некорректно, я даже сказал бы, противозаконно. Поэтому в благотворительность и спонсорство, которые мы практикуем, вкладывают свои деньги акционеры. Экскурсии на производство Корпаративные традиции А.В.: Если говорить о перспективах отрасли и предприятия, какие стратегические направления сегодня развивает Ямалкоммунэнерго? М.П.: Изначально, при создании коммунального оператора между Правительством ЯНАО и акционерами компании была достигнута договоренность о том, что мы не будем выбирать самые доходные предприятия в округе, «выгрызая изюм из булки», а депрессивное и убыточное оставлять округу. Начинали свою деятельность мы, как раз с неблагополучных территорий — с Тазовского, Шурышкарского, Приуральского районов, города Надым, где крупнейшая управляющая компания и ресурсник «свалились» в банкротство одномоментно. Произошло это в канун зимы 2011, и город рисковал оказаться в ситуации ЧС. Сегодня ситуация в ямальской глубинке стабилизирована, поэтому наши ближайшие перспективные задачи — расширение зоны присутствия. Иными словами, вхождение в такие города, как Салехард и Новый Уренгой. В настоящее время мы ждем объявления конкурсов на заключение концессионных соглашений, и как потенциальный концессионер выражаем свою готовность у них участвовать. В стратегических планах — реализация инвестиционных программ по строительству новых объектов, замене старого оборудования. Округ растет, растет население, мы просто обязаны синхронизировать развитие коммуналки с развитием городов и территорий. Для этого мы участвуем в разработке схем электро- и теплоснабжения, их актуализации. Думаю, что еще одна важная стратегическая задача — повышение квалификации наших работников, а как следствие и повышение уровня оплаты их труда. Несмотря на средний возраст в копании — 35 лет, нужно омолаживать отрасль. По большому ряду территорий все держится на старшем поколении. Я на этих ветеранов «молюсь», если они уйдут, то некому будет «передать ключи от котельной», от электростанций. Поэтому в стратегии предприятия привлечение молодых специалистов занимает важное место. Вот такими решениями и такой формой государственно-частного партнерства Правительство Ямала повышает энергетическую безопасность региона, обеспечивая баланс интересов. Главный результат: не изобретая велосипед, унифицировать коммунальную сферу, уменьшить на нее затраты бюджетов разного уровня и получить требуемую в условиях Севера надежность, достигнут. «Универсальная армия» ямальского ЖКХ на страже спокойствия жителей округа! Справка о предприятии: АО «Ямалкоммунэнерго» — крупнейшая в Ямало-Ненецком автономном округе коммунальная корпорация, специализирующаяся на жизнеобеспечении городов и районов округа. Ее филиалы действуют в Надыме и Надымском районе, городах Муравленко, Губкинский, Лабытнанги, в Пуровском, Шурышкарском, Тазовском, Ямальском, Приуральском и Красноселькупском районах. Обслуживаемая единым коммунальным оператором территория составляет 552 100 км с населением 226 524 чел. Из них почти 90 тысяч — абоненты крупнейшего ямальского ресурсника. Объем обслуживаемого ЯКЭ энергетического оборудования – 32 244 условных единиц. Протяженность ЛЭП – 481 км. Протяженность магистральных и распределительных тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) — 359 км. Количество котельных, тепловых пунктов – 252 шт. Протяженность водопроводных сетей (в однотрубном исчислении) – 634 км. Количество скважин – 102 шт. Количество очистных сооружений водоснабжения – 34 шт. Протяженность канализационных сетей (в однотрубном исчислении) – 337 км. Количество очистных сооружений – 8 шт. Количество канализационных насосных станций – 63 шт. В рамках инвестиционной и производственной деятельности АО «Ямалкоммунэнерго» в 2015-16 гг. реализовала инвестиционных мероприятий на общую сумму 1 936 млн. руб. Общий объем средств, вложенных Обществом в ежегодные ремонты оборудования, составил более полутора миллиардов рублей. Как было отмечено на Совете глав муниципалитетов, который провел в Салехарде 5 апреля 2017 года Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, на начало текущего года долг потребителей перед АО «Ямалкоммунэнерго» превысил 2 014 млн. руб. В том числе, 1, 3 млрд. рублей должно население, 0,2 млрд. рублей — бюджетные потребители. Прочие потребители не доплатили региональному ресурснику 0,5 млрд. руб. Использованы фотографии с официальной страницы АО «Ямалкоммунэнерго» в ВКонтакте