На общегосударственном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru) в будущем может появиться электронный магазин. Там производители товаров смогут представить свою продукцию заказчикам — государственным и муниципальным организациям, госкомпаниям и т.п. Это должно увеличить долю поставок непосредственно от производителей. Как сообщили в Минэкономразвития, в будущем в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок может появиться электронный магазин. — Это будет подсистема ЕИС, — сообщила помощник министра экономического развития Елена Лашкина. — Там поставщики смогут размещать публичные оферты на свои товары. Это должно способствовать увеличению доли производителей в системе госзакупок. Сейчас только 5% компаний, участвующих в госзакупках, производят продукцию самостоятельно. Остальные занимаются импортом, услугами, интеграцией нескольких сервисов воедино и т.п. Это показало исследование АО «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП — федеральный оператор электронных торгов) по итогам 2016 года. В завершившемся году доля производителей даже уменьшилась, отметили в ЕЭТП: среднее значение для 2015-2016 годов — около 6,5%. При этом 66% компаний, которые считаются производителями, на деле только переупаковывают готовую продукцию. — Налицо диспропорция, — заявил «Известиям» гендиректор ЕЭТП Антон Емельянов. — До введения санкций производство в России находилось в сложных конкурентных условиях. Сложно было конкурировать с техническими и маркетинговыми возможностями зарубежных производителей, тем более при невыгодном валютном курсе. Но санкции и изменение валютного курса изменили ситуацию, и нужно использовать эту возможность. Даже в тех сферах, где приоритет российских производителей зафиксирован законодательно, по-прежнему много импорта. Как сообщил глава ИТ-департамента Москвы Артем Ермолаев, в 2016 году его подразделение закупило технику, программное обеспечение и др. на 26,6 млрд рублей. Доля российского — только 14%. Многие виды ИТ-продукции в России просто не производят, напомнил Артем Ермолаев. Как отметил директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов, законодательство о контрактной системе предусматривает преференции для товаров российских производителей независимо от того, кто их продает. — По нашему мнению, это более эффективно, чем преференции непосредственно производителям, участвующим в закупках, — заявил Максим Чемерисов. — Торговые организации не должны подвергаться дискриминации. По словам эксперта в сфере госзакупок Ивана Бегтина, производитель не всегда готов продавать напрямую — у него может не быть продавцов или логистических мощностей. — Другой вопрос, что маржу посредников можно регулировать и в некоторых отраслях их не должно быть, — считает он. Сейчас онлайновые витрины для госпоставок уже апробируют в нескольких регионах — например, в Дагестане тестовая версия заработала в марте. На веб-странице электронного магазина Республики Дагестан написано, что его назначение — «стыковка заказчиков и поставщиков для осуществления закупок малого объема». В Волгоградской области аналогичная система стартовала еще в 2016 году. Министерство финансов (этому ведомству планируется поручить контроль госзакупок) не прокомментировало ситуацию. Как сообщало Минэкономразвития в 2016 году, объем рынка госзаказов в России (включая закупки госкорпораций) достиг 30 трлн рублей в год — это четверть ВВП страны.