Войти в почту

Разрежут и проверят. В чём причина неудач Воронежского мехзавода?

Не вредительство? На прошлой неделе Игорь Арбузов, гендиректор НПО «Энергомаш», в структуру которого с января этого года входит завод, сообщил, что на ВМЗ будут отремонтированы двигатели для ракет-носителей «Протон-М», выпущенные в 2015-2016 гг., в количестве 71 шт. Предстоит проверить и двигатели для ракет «Союз». Дело в том, что в начале декабря в небе над Тувой взорвалась ракета «Союз-У», которая несла космический корабль «Прогресс МС-04» с грузом для Международной космической станции. В результате были перенесены ближайшие запуски к МКС. А в январе «Роскосмос» вернул на завод все двигатели для «Протонов-М». Решение было принято после огневых испытаний. Выяснилось, что при производстве двигателя второй ступени использовался припой, который не соответствует конструкторской документации. Гендиректор заводат Иван Коптев подал в отставку. На предприятии побывал вице-премьер Дмитрий Рогозин, после чего было принято решение подчинить завод химкинскому НПО «Энергомаш». А 1 марта ВМЗ возглавил новый гендиректор Игорь Мочалин. После январского скандала в СМИ появилось много слухов. Так, писали, что якобы припой из драгметаллов был заменён на более дешёвый. «По моему мнению, марки припоя были просто перепутаны, я далёк от мысли, что это было вредительство, сознательный злой умысел, — рассказал Игорь Арбузов. — Но нарушались правила хранения припоя и был недостаточный контроль за передвижением материалов на предприятии в процессе производства. И хотя на ВМЗ в своё время была выявлена недостача партии одной из марок припоя, группа товарищей дружно подписала акты списания и не стала вникать, куда девался списанный припой нужной марки». В результате, по мнению гендиректора НПО «Энергомаш», все двигатели, выпущенные с 2015 г., могут иметь значительные проблемы. Не по-хозяйски «АиФ-Черноземье» попросил прокомментировать ситуацию Георгия Костина, руководившего заводом в 1981-1993 гг. Недавно он стал советником Игоря Арбузова по ВМЗ и помогает выводить предприятие из кризиса. «На заводе действительно произошло вопиющее безобразие, — считает Георгий Костин. — Хороший припой для одного двигателя, кстати, более дорогой, поместили в газогенератор другого двигателя. Но каждый двигатель отрабатывается на определённый припой: менять ни в коем случае нельзя. С моей точки зрения, это уголовное преступление. Двигатель попал на контрольно-выборочные испытания и, естественно, разрушился. Решили все двигатели вернуть на завод. Я считаю, это уже неправильно, можно было всё определить на месте. Решили срезать генераторы, проверить припой. Можно и так поступить, но, с моей точки зрения, это не по-хозяйски. Пока что разрезали несколько двигателей и нарушение нашли только на одном». Спорной остаётся и ситуация с двигателями для «Союзов». «Завалился «Прогресс». Собрали какую-то непонятную московскую комиссию, в которую не пригласили ни разработчиков — КБХА, ни представителей мехзавода, — рассказал эксперт. — И вдруг сказали: виноват завод. И СМИ легко это подхватили. Но завод к этому не имеет никакого отношения! Я посмотрел результаты работы этой комиссии. Был бы я директором завода — подал на них в суд». Тем не менее, по мнению Георгия Костина, на заводе необходимы преобразования. И главная проблема — недостаточная загрузка предприятия. «Потеряна производственно-технологическая дисциплина, культура производства, — отметил он. — Новый директор наводит порядок и всё делает абсолютно правильно. Но дело в том, что если не увеличить серийность двигателей, невозможно сохранить технологические процессы, которые гарантируют качество. Если бы нам дали изготавливать не одну, а 12 партий в год, через два месяца я бы подписался, что любой двигатель, выходящий с завода, — качественный. А когда люди, которые должны выполнять особо ответственные операции, по полгода их не делают, качества ждать не приходится. Но, к сожалению, увеличения серийности пока не предвидится. Сейчас руководство завода — подключили к этому и меня — думает, как при этом обеспечить качество».

Разрежут и проверят. В чём причина неудач Воронежского мехзавода?
© АиФ