Можно купить проблемы
Перевод госзакупок в электронную форму предлагают развести с президентскими выборами Перевод системы госзакупок в электронный вид может сдвинуться еще на год -- на начало 2019 года вместо запланированного 2018 года. Глава федерального казначейства Роман Артюхин, сообщивший об этом вчера, объяснил это необходимостью обучить и подготовить к изменениям 900 тыс. человек, работающих в госзаказе. По данным "Ъ", перенос реформы госзакупок на 2019 год предлагает администрация президента -- она ранее мало интересовалась самым крупным вопросом в госсекторе российской экономики. Глава федерального казначейства Роман Артюхин предложил сдвинуть на начало 2019 года срок масштабного перевода системы госзакупок в электронный вид. Об этом он сообщил, выступая на форуме "Госзаказ -- за честные закупки". Напомним, правительственные поправки к двум законопроектам, которые сейчас находятся в Госдуме, предполагают перевод в электронный вид процедур в системе госзаказа (по 44-ФЗ) и закупок госкомпаний у малого бизнеса (по 223-ФЗ). Речь идет о масштабных закупках: в 2016 году государство заключило контрактов на 5,3 трлн руб., а госкомпании закупили товаров и услуг у малого бизнеса на 1,5 трлн руб. По нынешней редакции поправок госзаказчики смогут определять поставщиков с помощью электронных процедур с 1 января 2018 года, с 1 июля 2018 года такой переход станет для них обязательным. Как рассказал господин Артюхин в ходе сессии, "если сейчас, при хорошем раскладе, в весеннюю сессию принимаются эти поправки", то с 1 января 2018 года "не то что система, а наши пользователи и мы будем не готовы к полномасштабному внедрению". Глава казначейства отметил, что в отрасли госзаказа работают 900 тыс. человек, при этом "новый функционал бывает порой непонятным", а его внедрение происходит "с колес". Чтобы сделать переход "максимально безболезненным", глава казначейства "в качестве просьбы" предложил перенести сроки на 1 января 2019 года. Не было ясно, к кому именно он обращается,-- среди участников сессии были аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров, замначальника контрольного управления администрации президента Валентин Летуновский, депутат Антон Гетта и глава "Опоры России" Александр Калинин. В любом случае, цена вопроса слишком велика, чтобы заявление главы казначейства было случайностью или личным мнением чиновника. В Минфине, который курирует работу казначейства и недавно получил полномочия определять государственную политику в области госзакупок, сообщили "Ъ", что инициативу они поддерживают. Как сообщил "Ъ" источник в Белом доме, первый замглавы президентской администрации Сергей Кириенко "дал установку перенести сроки вступления в силу всех крупных нововведений" на послевыборный 2019 год. При этом, по данным другого источника "Ъ" в Белом доме, у первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего реформу госзакупок, эта тема пока не обсуждалась -- разбираться, считать ли реформу госзакупок "крупным нововведением", имеющим влияние на политическую сферу, или делом, к выборам прямого отношения не имеющим, будут в том числе и в правительстве. Напомним, перевод закупок в электронный вид предусмотрен реформой, которая откладывается около двух лет. Два соответствующих законопроекта были внесены в Госдуму в 2015 году и тогда же были приняты в первом чтении. Впервые Белый дом внес к ним масштабные поправки в декабре 2015 года, но их принятие затянулось. В течение 2016 года реформу не раз обсуждали в Белом доме: премьер-министр Дмитрий Медведев поручал экономическому блоку правительства обеспечить такой переход к середине 2017 года. Сейчас поправки вновь внесены в Госдуму -- там они столкнулись в том числе с противодействием электронных площадок--операторов торгов. Площадкам не нравится, что поправки предполагают перевод расчетов по госзакупкам на специальные счета в аккредитованных банках -- это лишает их части дохода (см. "Онлайн" от 17 февраля). Участники сессии форума против новых сроков перевода не выступили. Как напомнил Роман Артюхин, в начале этого года единая информсистема (ЕИС) закупок столкнулась со сбоями, вызванными в том числе появлением новых процедур казначейского контроля,-- в итоге систему пришлось перенастраивать в срочном порядке через три месяца после внедрения (см. "Онлайн" от 21 марта). Другие участники сессии вспомнили и об опыте Росреестра, вводившего свои электронные услуги в начале года "покомпонентно" в течение трех месяцев -- хотя те должны были заработать в начале года. Технические проблемы ЕИС повлияли на решение о передаче "технической" стороны разработки структурам "Ростеха" (см. "Ъ" от 24 января). Отметим, еще одним фактором, который может повлиять на сроки завершения реформы госзакупок, может стать возобновление дискуссии по данным в 2015-2016 годах поручениям президента и правительства о роли "Ростелекома" в создании инфраструктуры ЕИС. Напрямую "Ростелеком" и "Ростех" в этом проекте (во всяком случае, на внешний взгляд) вполне в состоянии развести свои интересы. Тем не менее, по данным "Ъ", уже после принятия решения по ЕИС и "Ростеху" в аппаратах Минкомсвязи, правительства и администрации президента началась переписка о том, как исполняются предыдущие поручения, суть которых сводится к установлению фактической роли "Ростелекома" в этом проекте и его обязательств -- сейчас они неочевидны. В любом случае, внешнее спокойствие, сопровождающее разработку ЕИС, не должно вводить в заблуждение. Вопрос о дизайне госзакупок является слишком крупным, чтобы сохранение в нем статус-кво не было предметом усилий GR- и лоббистских структур значительной части окологосударственного бизнеса. Возможно, инициатива администрации президента -- не попытка вмешаться в эти события, а лишь результат оценки возможной остроты конфликтов вокруг ЕИС. Если она недооценивается, то политикам накануне выборов-2018 они действительно ни к чему. Впрочем, перенос проекта -- также не безрисковый шаг: обычно в таких реформах годовая пауза затягивается в реальности на годы. Софья Окунь, Дмитрий Бутрин