Войти в почту

От восстановительного роста к новым рекордам

Российский рынок лизинга показал существенный прирост по новому бизнесу в 2016 году за счет крупных сделок IV квартала, а также благодаря автолизингу. Об этом говорится в исследовании рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») «Рынок лизинга по итогам 2016 года: реактивное восстановление». Аналитики прогнозируют продолжение роста в 2017 году, а на дальнейшую динамику и структуру нового бизнеса в лизинге будет влиять реформа. Развитие рынка в 2016 году. Объем и динамика рынка После двухлетнего сокращения объем нового бизнеса (по стоимости имущества) показал восстановительный рост на 36% в 2016 году. По оценке RAEX, номинальный объем нового бизнеса достиг 742 млрд рублей, что сопоставимо с объемами рынка в докризисном 2011 году. Восстановление рынка связано с активизацией лизинговыми компаниями региональных сделок вследствие стабилизации экономики и улучшения условий банковского фондирования. Однако столь значительный прирост прежде всего обусловлен заключением лизингодателями крупных корпоративных сделок в IV квартале, на который пришлось около 39% лизингового бизнеса за весь 2016 год (против 29% годом ранее). Агентство отмечает, что пересмотр опубликованных ранее предварительных результатов анкетирования обусловлен уточнением Государственной Транспортной Лизинговой Компанией объема нового бизнеса по авиасделкам. Кроме того, рост лизингового рынка по итогам прошлого года мог достигнуть порядка 40%, однако ряд крупных сделок лизингодателей, заключенных в 2016 году, не был учтен агентством, так как не полностью соответствовал критериям методологии исследования RAEX. Сумма новых лизинговых договоров по итогам 2016 года выросла на 39% и достигла 1,2 трлн рублей, лизинговый портфель прекратил стагнировать и составил 3,2 трлн рублей на 1 января 2017 года (против 3,1 трлн рублей на 1 января 2016 года), несмотря на рекордный объем полученных лизинговых платежей за прошедший год. Стоит также отметить, что впервые с 2013 года доля лизингового бизнеса в ВВП на фоне его сокращения достигла 1,2%, что в последний раз наблюдалось в докризисные 2011—2013 годы. Объем профинансированных средств в 2016 году показал положительные темпы прироста (плюс 25%), что последний раз отмечалось на рынке в 2013 году. Помимо роста объема финансирования сделок в его структуре произошли значительные изменения. Так, доля кредитов в структуре профинансированных средств выросла с 52% за 2015 год до 60% за 2016 год вследствие снижения кредитных ставок банками. Доля облигаций снизилась с 14% до 3% за прошлый год в связи с менее активным использованием этого инструмента крупнейшими компаниями. Уровень авансов за аналогичный период изменился незначительно, как и собственных средств. Реализация вексельных программ, прежде всего госкомпаниями, сказалась на увеличении доли данного источника в финансировании лизинговых сделок с 2% до 6%. Активизация региональных сделок позитивно сказалась на розничном сегменте (к розничным сегментам RAEX относит легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику), который вырос на 33% (против сокращения на 12,5% годом ранее) и достиг около 375 млрд рублей за 2016 год. В результате доля сегмента МСБ в объеме нового бизнеса за прошлый год составила около 51% (годом ранее — 52%). Количество лизинговых сделок в 2016 году, по данным анкетирования, составило не менее 145 тыс. (плюс 12% к 2015 году). Вместе с тем средняя сумма сделки на рынке за прошедший год выросла с 6,7 млн до 8,2 млн рублей, что обусловлено заключением крупных сделок в конце года. Так, за девять месяцев 2016 года средний чек лизинговой сделки не превышал 7 млн рублей. Наибольшее число новых лизинговых договоров в 2016 году заключила компания «ВТБ Лизинг», а максимальные темпы прироста сделок из топ-20 продемонстрировали компании «Альфа Лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «Элемент Лизинг». Лидеры рынка Лидером рынка по объему нового бизнеса в 2016 году стала ГТЛК, у которой на IV квартал пришлось около 53% объема нового бизнеса. Стоимость имущества, переданного компанией в лизинг за прошедший год, составила 122,8 млрд рублей (плюс 157% к 2015 году). Агентство отмечает, что без учета бизнеса ГТЛК объем лизингового рынка за 2016 год вырос бы на 25% вместо 36%. Кроме того, около 57% объема нового бизнеса компании пришлось на операционный лизинг, что способствовало увеличению доли оперлизинга на рынке до 15% (годом ранее — 12%). С третьей на вторую позицию поднялась компания «Сбербанк Лизинг» (82,9 млрд рублей), а третью строчку занял прошлогодний лидер — «ВТБ Лизинг» (76,6 млрд рублей). Доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса в 2016 году достигла почти 17% (за 2015 год — 14%, за 2014 год — около 16%). Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса снизилась и составила 63% по итогам 2016 года (в 2015 году — 67%, в 2014 году — 64%). По итогам 2016 года доля госкомпаний в объеме нового бизнеса составила около 51% (годом ранее — 53%). Причиной снижения концентрации лизингового бизнеса на госкомпаниях, по мнению агентства, стало наращивание сделок негосударственными компаниями, в том числе лизингодателями при банках и производителях. Кроме того, некоторые госкомпании в прошлом году существенно сократили объемы лизингового бизнеса. Распределение сделок по регионам и сегментам В территориальном распределении нового бизнеса в 2016 году по сравнению с 2015 годом доля Москвы снизилась на 17 процентных пунктов, до 31%. Как правило, по мере восстановления лизингового рынка концентрация на столице продолжает падать, что также отмечалось в 2010 году. Доли Санкт-Петербурга и Уральского федерального округа выросли за 2016 год на 7 и 3 п. п. (до 14% и 12%) соответственно. На Центральный ФО (без Москвы) теперь приходится около 9% лизингового бизнеса против 7% годом ранее. Стоит отметить, что увеличение доли нового бизнеса за пределами РФ до 4% (годом ранее — менее 1%) связано прежде всего с передачей самолетов в лизинг/аренду российским авиаперевозчикам через компании (SPV), зарегистрированные в иностранных юрисдикциях. Третий год подряд крупнейшим сегментом рынка является автолизинг (легковые и грузовые автомобили), доля которого по итогам 2016 года составила 35% (годом ранее — около 37%). В стоимостном выражении автосегмент за прошедший год увеличился на 31%. Второй по объему нового бизнеса сегмент — авиализинг — сохранил долю на рынке на уровне 21% и вырос в абсолютном выражении на 36%. Ж/д сегмент продолжил терять свои позиции, сократив долю с 18% до 13% в объеме лизингового бизнеса, однако впервые с 2012 года в абсолютном выражении сегмент не показал существенного сокращения. Стабилизация объема нового бизнеса с ж/д техникой прежде всего обусловлена восстановлением арендных ставок вследствие снижения профицита вагонов на путях. Среди крупных сегментов, объем которых составляет свыше 5% в структуре нового бизнеса, наибольшее увеличение доли показали морские и речные суда (с 2% до 7%). При этом агентство отмечает, что не менее 75% объема нового бизнеса с водным транспортом пришлось на клиентов «Сбербанк Лизинга» и ГТЛК. Значительный прирост (плюс 64%) показала строительная и дорожно-строительная техника, доля которой в объеме нового бизнеса за 2016 год составила 7%. Сельскохозяйственная техника также продемонстрировала позитивную динамику: абсолютный объем сегмента вырос на 181%, а доля на рынке достигла 3%. С первого полугодия розничные игроки отмечали рост спроса на лизинг со стороны сельхозпредприятий вследствие увеличения их объемов продаж, в том числе из-за снижения конкуренции со стороны зарубежных производителей. Всего по рынку из 17 крупнейших сегментов, выделенных RAEX в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали 11. Годом ранее рост наблюдался в восьми сегментах. Изменения в структуре лизингового портфеля по итогам 2016 года связаны с ростом доли водного транспорта до 5%, а также стабилизацией долей железнодорожного и авиационного сегментов. После выбытия из лизингового портфеля проблемных договоров с авиаперевозчиками позиции авиализинга удалось удержать за счет новых сделок, в том числе с Sukhoi Superjet 100. Сохранению доли ж/д сегмента в портфеле, по мнению агентства, способствовали пересмотр в сторону повышения ставок по действующим лизинговым договорам с ж/д операторами, а также ряд крупных лизинговых сделок во втором полугодии 2016 года. Других значительных изменений за 2016 год в структуре портфеля не произошло. См. инфографику по теме «Развитие рынка в 2016 году» Автолизинг укрепляет позиции В 2014—2015 годах на фоне сокращения объема нового бизнеса автолизинг оставался наиболее устойчивым сегментом. Автотранспорт по причине его высокой ликвидности стал одним из самых востребованных видов лизингового имущества в условиях замедления темпов роста экономики. На протяжении последних лет, помимо традиционных лидеров, в сегменте лизинга легковых и грузовых автомобилей существенно нарастили сделки госкомпании, которые теперь стабильно входят в топ-5 по объему нового бизнеса с автотранспортом. В результате переориентация лизингодателей на автолизинг привела к тому, что данный сегмент существенно нарастил свои позиции на лизинговом рынке: с 20% за 2013 год до 35% за 2016 год. Стоит отметить, что укрепление позиций автолизинга происходило в период сокращения автопродаж. Так, за 2014—2016 годы продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), упали на 43%, а продажи новых грузовых автомобилей — на 40%, согласно «Автостату». При этом доля лизинга, по оценкам RAEX, в продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросла за аналогичный период с 4% до 8%, а в продажах новых грузовых автомобилей — с 34% до 53%. Несмотря на существенный рост доли лизинга в продажах легковых автомобилей, данный инструмент по-прежнему значительно уступает кредиту по доле проникновения в автопродажах. Так, по итогам 2016 года на автокредиты пришлось 44% от количества проданных новых легковых автомобилей. Вместе с тем агентство отмечает, что более значительные позиции лизинг занимает в сегменте легких коммерческих автомобилей с полной массой не более 3,5 тонны (LCV). Согласно анкетированию лизинговых компаний, доля лизинга в продажах легких коммерческих автомобилей выросла с 29% за 2014 год до 36% за 2016 год. При этом в прошлом году наиболее часто передаваемыми в лизинг из LCV стали автомобили марки «ГАЗ», которые составили не менее 60% объема легких коммерческих автомобилей, приобретенных лизингополучателями. «Продление государственной программы субсидирования автолизинга в 2016 году позволило увеличить спрос на коммерческий автотранспорт. Программа затронула автомобили, которые производятся на территории России (среди них есть и иностранные марки: Mercedes-Benz, Isuzu, Ford). Соответственно, увеличился спрос на машины этих марок. Иностранные марки, которые не попали под программу субсидирования, резкого повышения спроса не почувствовали», — добавляет Александр Михайлов, главный исполнительный директор «Европлана». Рост доли лизинга в автопродажах отчасти обусловлен тем, что производители и официальные дилеры для поддержания объема реализации автомобилей стали активнее работать с лизинговыми компаниями. В результате отдельные автомобильные марки смогли существенно нарастить долю лизинга в продажах. Например, у компании Nissan в России доля лизинга в корпоративных продажах выросла с 25% за 2013 год до 47% за 2016 год. Однако ключевое позитивное влияние на протяжении последних двух лет на объем лизинга автотранспорта оказала государственная программа льготного автолизинга. На госпрограмму льготного автолизинга в 2015 году из бюджета было выделено порядка 4 млрд рублей, а в 2016-м — 5 млрд рублей. Совокупные средства позволили передать в лизинг более 63 тыс. автомобилей за последние два года, что, по оценке RAEX, привело к увеличению объемов нового бизнеса с автомобилями в 2015 году на 18%, в 2016 году — на 14%. Без учета госпрограммы уровень проникновения лизинга в совокупных продажах новых грузовых и легковых автомобилей за два последних года вырос бы с 5% до 8%, а не до 10%. «Стимулирующие меры, предпринимаемые государством, по активизации спроса на продукцию отечественного автопрома и по обновлению сельхозтехники расшевелили бизнесменов уже к концу I квартала 2016 года. Косвенной причиной активизации покупок спецтехники во II квартале стало введение так называемого утилизационного сбора на новую технику. В летние месяцы вместе со снижением бизнес-активности снизились и темпы заключения лизинговых сделок. Но вместе с ним ожидание стремительно приближающегося исчерпания лимитов госпрограммы поддержки автопрома все же положительно сказалось на темпах и объемах заключения сделок в этом сегменте», — отмечает Владимир Наймарк, коммерческий директор «Балтийского Лизинга». В 2017 году по госпрограмме льготного автолизинга Минпромторгом утверждено 10 млрд рублей на субсидии по авансовым платежам. Перезапуск программы совместно со значительным увеличением объема бюджетных субсидий приведет к дальнейшему росту доли лизинга в автопродажах, которые в текущем году смогут показать восстановительный рост вследствие реализации отложенного спроса на фоне стабилизации экономики и эффекта «низкой базы» прошлых лет. По оценкам агентства, в 2017 году количество переданных в лизинг автомобилей в рамках госпрограммы может составить порядка 50—60 тыс., или около 20% от объема нового бизнеса в автосегменте. «Если смотреть на сегмент в целом, то он на текущий момент выглядит очень многообещающим, в том числе за счет эффекта «низкой базы», — отмечает Александр Кожевников, генеральный директор «МКБ-Лизинга». См. инфографику по теме «Автолизинг» Прогноз развития рынка: к новым рекордам По данным Росстата, сокращение ВВП России в 2016 году замедлилось до минус 0,2% (годом ранее — минус 2,8%), а объем промышленного производства показал положительную динамику (плюс 1,1%) после падения на 3,4% в 2015 году. Инвестиции в основной капитал РФ по итогам прошлого года, по оценкам Минэкономразвития, сократятся, но отрицательная динамика замедлится до минус 3%, а в 2017 году инвестиции покажут позитивную динамику (плюс 3,5%). Официальные статистические данные свидетельствуют о замедлении сокращения экономики России, на что уже отреагировал лизинговый рынок, продемонстрировав восстановительный рост. По мнению агентства, более высокий уровень определенности в текущем году позитивно повлияет на планы предприятий по обновлению основных фондов, что обусловит дальнейший рост лизингового рынка. В результате отношение суммы новых лизинговых договоров к инвестициям в основной капитал по итогам текущего года может составить около 10%. Регулирование лизинговой отрасли начнет оказывать влияние на динамику нового бизнеса не ранее 2018 года. При этом, учитывая высокую концентрацию лизингового рынка на крупнейших игроках, рейтинговое агентство не ожидает негативного влияния регулятивных новаций на объемы рынка. По данным RAEX, на топ-20 лизинговых компаний приходится 78% нового бизнеса за 2016 год, при этом лидеры рынка уже сейчас во многом соответствуют планируемым требованиям. «Наблюдая за тенденциями, происходящими в отраслях, которые уже регулируются ЦБ с 2017 года (страховые компании, НПФ и другие), мы ожидаем скорее уменьшения количества небольших лизинговых компаний и укрупнения сильных игроков», — отмечает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор «Хомнет Лизинга». Принимая во внимание стабилизацию экономики и повышение привлекательности лизинговых продуктов за счет снижения стоимости банковского фондирования для лизингодателей, RAEX прогнозирует рост объемов нового бизнеса в 2017 году. Новость Основное влияние на объем лизинговых сделок в текущем году по-прежнему будет оказывать государство путем реализации программ по субсидированию лизинга. Кроме того, снижение стоимости банковского фондирования в случае отсутствия прецедентов для повышения ключевой ставки привлечет к более активному финансированию банками лизинговых компаний. При этом RAEX ожидает повышения спроса со стороны предприятий на лизинговые сделки в условиях роста степени износа основных фондов. Большие перспективы открываются и в пока не совсем традиционных для лизинга секторах. Так, Кирилл Царев, генеральный директор «Сбербанк Лизинга», отмечает: «Мы ведем работу с самой разнообразной техникой — от общественного транспорта, коммунальной техники до комплексного оборудования систем фотовидеофиксации «Умный город», которое позволяет оптимизировать графики работы спецмашин, оперативно выявлять нарушения ПДД, внедрять весогабаритный контроль». Стоит также отметить, что, согласно опросу топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках XV Всероссийской конференции «Лизинг в России — 2016», около 80% респондентов ожидают роста нового бизнеса своих компаний в 2017 году. В этой связи базовым прогнозом на текущий год агентством был выбран позитивный. Как негативный, так и позитивный прогноз подразумевает, что объем нового бизнеса по итогам 2017 года превысит 800 млрд рублей, что станет рекордным показателем российского рынка лизинга. Наибольший объем нового бизнеса был отмечен в 2013 году — 783 млрд рублей. Согласно позитивному (базовому) прогнозу RAEX, объем нового бизнеса за 2017 год вырастет на 15% и составит около 850 млрд рублей. Значительное влияние на реализацию прогноза будет оказывать вероятность заключения крупных корпоративных сделок с ж/д и авиатехникой, а также морскими и речными судами. Данный прогноз подразумевает, что сегмент железнодорожной техники после стабилизации объемов лизингового бизнеса покажет рост на 10%. «Рынок ж/д в 2017 году будет расти. Мы наблюдаем рост ставок на рынке аренды полувагонов, в железнодорожном транспорте», — отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора Государственной Транспортной Лизинговой Компании. Поддержку ж/д рынку будет оказывать субсидирование приобретения инновационных вагонов и сокращение профицита парка полувагонов. Профицит снизился до исторически минимального уровня (около 1—2% парка), по данным ОВК. «Основным фактором роста является значительное списание парка: в 2015—2016 годах было списано 212 тысяч полувагонов. В результате ставки доходности оперирования полувагонами на протяжении 2016 года выросли в два раза, а на отдельных направлениях даже образуется дефицит вагонов, что ведет к восстановлению спроса на данный тип вагона со стороны операторов в этом году», — добавляет Дмитрий Зотов, генеральный директор «ТрансФин-М». Кроме того, восстановление экономики может позитивно отразиться на объемах погрузки на ж/д путях, что приведет росту спроса на лизинг/аренду вагонов. Объем авиализинга в 2017 году покажет рост на уровне 10%. На авиасегмент позитивно повлияет господдержка аренды/лизинга российских самолетов, в том числе воздушных судов Sukhoi Superjet 100. При этом ограничителем по-прежнему остается избыток провозных емкостей на фоне сокращения пассажироперевозок (на 4% в 2016 году, согласно данным Росавиации). Крупнейшим сегментом рынка останется автолизинг, поддержку которому окажет перезапуск госпрограммы по льготному автолизингу, а также частичная реализация отложенного спроса. В итоге объем нового бизнеса с автотранспортом вырастет на 20%. На следующий год также придется значительная часть работ по подготовке инфраструктурных объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года, что подстегнет рост объема лизинга строительной и коммунальной техники. Другие сегменты рынка в целом также продемонстрируют позитивную динамику (плюс 15%) в результате наращивания лизинговых сделок в регионах. Реализация базового сценария возможна в 2017 году при среднегодовой цене на нефть марки Brent на уровне 50 долларов за баррель и инфляции до 5%, что потребует поддержания ключевой ставки на уровне 8—9%. В случае реализации негативного прогноза объем лизингового рынка будет составлять около 815 млрд рублей (плюс 10% к 2015 году). В сегментах ж/д техники и авиатранспорта рост составит около 5%. Драйвером рынка будет автосегмент, общий объем сделок в котором вырастет на 15%, а прочие сегменты покажут рост на уровне 10%. Реализация негативного прогноза агентства наиболее вероятна при среднегодовой цене на нефть марки Brent на уровне 40—45 долларов за баррель, инфляции свыше 6% и ключевой ставке не менее 10%. См. инфографику к теме «Прогноз развития рынка» На сайте RAEX опубликованы рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 2016 года и интервью с партнерами исследования. Кроме того, доступны для скачивания отдельные рэнкинги лизингодателей по отраслям, регионам, клиентским сегментам, а также рэнкинг игроков по объему нового бизнеса в оперативном лизинге.