Подписано постановление об обеспечении безопасности в российском метро
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое вводит жесткие требования к обеспечению безопасности в российских подземках. Они станут залогом системной безопасности на общественном транспорте, отметил вице-премьер кабинета министров Аркадий Дворкович на коллегии Минтранса. Еще идет работа над аналогичным документом для железнодорожного транспорта, добавил Дворкович. И необходимо утвердить требования для авиатранспорта, уточнил глава минтранса Максим Соколов. Главное сейчас, как говорится в документе, провести оценку уязвимости метрополитенов (их в России семь) и увидеть, что еще нужно сделать для защиты. В зависимости от количества пассажиров транспортным объектам будут присваивать категории уязвимости, чем выше она - тем более высокие требования по транспортной безопасности. "В первую очередь, надо на всех видах транспорта внедрять интеллектуальные системы защиты, которые предусмотрены в новом постановлении правительства для метро", - говорит Инна Святенко, руководитель общественного объединения правоохранительной направленности "Безопасная столица". Главное сейчас - провести оценку уязвимости метро и увидеть, что еще сделать для его защиты Эксперты обращают внимание и на то, что надо усиливать ответственность за исполнением тех требований безопасности, которые уже существуют. "Ну вот объясните, - недоумевает Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза, - почему металлоискатели установлены, но не везде работают? Нужно срочно совершенствовать техническую часть системы безопасности". Об этом говорили и на коллегии минтранса. Сейчас многие транспортные предприятия проводят оснащение за свой счет, так как программа по транспортной безопасности была поставлена на паузу в конце 2014 года, пояснили "РГ" в Ространснадзоре. За ее счет закупалось обрадование, в том числе рамки для вокзалов. Ее размер был 46 миллиардов рублей, отметил Максим Соколов, отвечая на вопрос "РГ". Сейчас назрела необходимость ее возобновить, считает министр. Тем более что наработки по этой программе есть, так как минтранс не раз настаивал на ее продлении и готовил свои предложения. Если сами предприятия не найдут деньги, то государство опять будет помогать транспортникам закупать необходимое оборудование, сообщили "РГ" в Ространснадзоре. На коллегии глава Минтранса вручил награды - Знак почетного транспортника России машинисту электродепо "Выборгское" Александру Каверину, который вел из туннеля вагон, в котором прогремел взрыв. Безопасность Что видит металлодетектор Михаил Фалалеев Вчера стало известно, что Общественная палата РФ готовит обращение к правительству РФ и к Госдуме с предложением закупить новые рамки металлоискателей для допуска на общественный транспорт. Об этом РИА Новости рассказала член ОП РФ Елена Сутормина. Она пояснила, что речь идет в первую очередь о том, чтобы "заменить рамки металлоискателей в метро и на вокзалах на более современные", так как те, что есть сейчас, ставились давно и "уже немножко устарели". И, действительно, пронести оружие или взрывчатку в российское метро теоретически нельзя, но в принципе возможно. Можно перечислить и даже процитировать десятки законодательных актов и документов (все это публиковала "РГ"), где в деталях рассказывалось о мерах безопасности в метро и прочих средствах общественного транспорта. Кто постоянно ездит в метро, ежедневно проходит через одну из четырех-пяти рамок металлоискателей. Они установлены на каждой станции. И что? А ничего. Иногда - пищат, но никто на это внимания не обращает. В том числе и сотрудники дежурящей здесь полиции. Оно и понятно, каждый знает, что даже если в кармане куртки лежат ключи, металлодетектор на них должен отреагировать, как и на любой другой металлический предмет. Но каждого "звенящего" пассажира не досматривают. А очень часто эти рамки просто отключены. К тому же металлодетекторы способны опознать оружие и даже бомбу, если она в металлической оболочке или содержит металлические поражающие элементы. Но если взрывное устройство безоболочное, скажем, жидкое, металлодетектор на него не отреагирует. Заметим, что каждая из этих стационарных рамок стоит не менее десяти тысяч рублей. Скорее всего часто их просто не включают и никто не видит, кто и с каким грузом идет. Сейчас, когда полиция работает в режиме усиления, на всех станциях стоят охранники с ручными металлодетекторами. На многих станциях действуют приборы, просвечивающие багаж. Но в обычное время ими пользуются достаточно редко. Между тем полиция обладает уникальными техническими возможностями не только увидеть, но в буквальном смысле унюхать и даже ощутить оружие и взрывчатку. Есть в Москве научно-исследовательский институт МВД, который спроектировал приборы, способные в буквальном смысле ощутить даже атомы взрывчатых веществ, даже если они замурованы в стену. Источники корреспондента "РГ" в спецслужбах рассказали, что эти приборы используются, но как-то, мягко говоря, не активно. Хотя уже почти десятилетие их показывают на выставках высокому начальству. Подобные приборы очень дороги. Каждый стоит от десяти тысяч долларов и больше. Все они разработаны отечественными конструкторами. Эти дорогостоящие приборы способны "учуять" в воздухе молекулы взрывчатки. Если мимо такой аппаратуры пройдет человек с бомбой, индикатор немедленно сработает. Но беда в том, что такие приборы - пока штучный товар. И о массовом серийном их использовании говорить пока рано. А еще есть собаки. Все эксперты единогласны утверждают, что лучший детектор - собачий нос. И это правда. Вот только одна проблема: этот "детектор" не способен работать на свежем воздухе более 4 часов, а в метро - более часа. Устает собачка. Так что же мешает весь этот "набор" использовать ежедневно? А с начала года досмотрели около 8 миллионов пассажиров. Кроме того, существует интеллектуальная система видеонаблюдения. Ее элементы стоят пока только в московском метро. Эта система ведет видеонаблюдение абсолютно за всеми пассажирами метро и в разных ракурсах. Просматриваются вестибюли, платформы и сами вагоны. В систему заложены возможности выделить из толпы людей, склонных к агрессивным действиям. То есть аппаратура анализирует мимику. Если какой-то человек вызывает у системы подозрение, то она оповестит дежурного полицейского. И он на мониторе увидит, какой человек вызвал тревогу у техники. Такая аппаратура достаточно эффективна. За год, например, работники Службы безопасности московского метро проверили порядка 3,5 миллиона единиц багажа. При этом было выявлено более 20 тысяч опасных предметов, пронос которых на территорию метрополитена запрещен. Вот только некоторые примеры "Традиционно большая часть предметов, около 90 процентов, относится к категории колюще-режущих, - сообщил начальник Службы безопасности Московского метрополитена Андрей Кичигин. - Чаще всего это ножи хозяйственно-бытового предназначения". Однако в отдельных случаях при проведении досмотровых операций были задержаны граждане, имевшие при себе запрещенные предметы. А в феврале на станции "Комсомольская" кольцевой линии у пассажира были обнаружены травматический пистолет и патроны к нему. В этом же месяце на "Павелецкой" кольцевой линии в ходе досмотра багажа пассажиров сотрудники Службы безопасности Московского метрополитена изъяли огнестрельное оружие: 3 пистолета и 2 автомата со снаряженными обоймами. Понятно, что с обычным криминалом сложная техника слежения и контроля в метро справляется. Тут происходит меньше всего ограблений и краж. За последнее время нет в метро ни убийств, ни разбойных направлений. По одной простой причине - видеокамеры установлены буквально на каждом квадратном сантиметре. Любого воришку видят буквально сразу же. Акцент Если взрывное устройство безоболочное, скажем, жидкое, металлодетектор на него не отреагирует