«Стрелка» указывает на госзаказ
Метростроители хотят больше денег на новые станции в Нижнем Новгороде Депутаты думы Нижнего Новгорода и областного заксобрания проинспектировали стройку новой станции метро «Стрелка» и двух перегонов. В целом проект готов на 60%, к маю метростроители обещают завершить прокладку второго тоннеля. Гендиректор ГУММиД Юрий Гаранин призвал депутатов помочь лоббировать вопросы выделения средств из федерального бюджета, чтобы после сдачи «Стрелки» набравшая ход стройка метрополитена не остановилась. Пока есть два наиболее вероятных варианта — либо тянуть метро дальше в микрорайон Мещерский (станция «Волга»), либо продолжать его в нагорную часть до площади Сенной. Последний проект более предпочтителен, но он будет стоить 27 млрд руб., что сопоставимо с годовым бюджетом Нижнего Новгорода. Депутаты думской комиссии по транспорту провели выездное заседание на площадке строящейся станции метро «Стрелка», чтобы лично убедиться, что задержка на три месяца с прокладкой второго тоннеля не критична. Она была вызвана тем, что тоннелепроходческий комплекс (ТПМК) пришлось перенастраивать, а проект — переделывать, углубляясь еще почти на 10 м под землю. Как пояснил руководитель Главного управления по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей (ГУММиД муниципальный заказчик строительства станции метро — „Ъ“) Юрий Гаранин, в районе Нижегородской ярмарки щит не смог пройти через дубовые сваи, оставшиеся от старинных зданий. Поэтому завершение проходки второго тоннеля сместилось с февраля на май. Через год, в мае 2018 года, метростроители обещают запустить составы в обкатку. Сама станция в бетоне уже готова, скоро на ней начнут монтировать инженерное оборудование и автоматику. Из 10,3 млрд руб. по проекту израсходовано уже 6 млрд руб., сбоев с бюджетным финансированием стройки нет, рассказал гендиректор ГУММиД. Отвечая на вопрос „Ъ“ о долговой нагрузке генподрядчика ООО СК «Управление строительства-620» по другим контрактам, он сообщил, что «все страховочные механизмы» целевого использования денег включены. Казначейство оплачивает только работы по стройке «Стрелки», а долги в других регионах — это «рабочие моменты» генподрядчика, которые не касаются нижегородского проекта. Сейчас муниципальный заказчик уже думает над тем, что строить дальше после ввода «Стрелки» в эксплуатацию. Юрий Гаранин признался депутатам, что продление сормовско-мещерской линии далее в микрорайон Мещерский кажется не актуальным, так как эта ветка проектировалась вместе с переходом через Волгу в район Борской поймы, где предполагалось строить район-спутник Нижнего Новгорода «Глоуб-Таун», но проект так и не был реализован. У заказчика есть готовый проект следующей станции «Волга», но там считают, что с точки зрения объемов пассажиропотока целесообразнее продлевать метро в задыхающийся от пробок центр города, протягивая ветку от станции «Горьковская» до Театра оперы и балета и площади Сенной. Проекты этих двух станций тоже есть. Но их строительство обойдется по нынешним ценам в 27 млрд руб. Пока вопрос перспективного развития городского метро обсуждается на совместных совещаниях областной и городской администраций. «У нас есть проекты станций. Есть три потенциальных направления, в которых мы можем продолжать метро, включая сормовское. Куда власти решат, туда и будем строить», — отметил Юрий Гаранин. Когда депутаты гордумы и заксобрания осмотрели станцию и прошлись по тоннелю, Юрий Гаранин попросил их поддержки по вопросу выделения средств на дальнейшее строительство метро. По его словам, за два десятилетия простоя профессионалы метростроя ушли из Нижнего, но со строительства «Горьковской» в городе с большим трудом, наконец, начала заново создаваться кадрово-производственная основа. В качестве примера он привел и генподрядчика, который использует щит последнего поколения со скоростью проходки в три раза выше, чем у старых щитов. «Даже если эта компания не выиграет конкурс, то сможет в дальнейшем работать на субподряде», — добавил Юрий Гаранин. Гендиректор УС-620 Владислав Костенко сообщил, что у них помимо современного щита здесь полторы тысячи работников, 212 единиц техники и свои базы, а компания платит в регионе налоги, зарегистрировав нижегородский филиал. «Честно говоря, из Нижнего Новгорода не хотелось бы никуда уходить. У нас есть приглашение от Московского метрополитена, но толкаться локтями с Мосметростроем или другими подрядчиками не сильно хочется. Переброситься куда-то с восьмидесятиметровым ТПМК — это для нас целая история, а здесь мощности, техника, людьми уже обросли. Весь фронт тут развернут», — объяснил господин Костенко (добавим, что УС-620 также получило госконтракт на ремонт дорог рядом со строящимся футбольным стадионом). Обсудив ряд рабочих вопросов по дизайну («Стрелку» представители генподрядчика благородно пообещали облицевать вместо керамгранита «натуральным камнем за ту же цену»), навигации и закупке подъемников для маломобильных граждан, депутаты пообещали направить обращения губернатору и приволжскому полпреду с просьбами посодействовать дальнейшему развитию Нижегородского метрополитена. Добавим, что строительство «Стрелки» бюджеты РФ и Нижегородской области финансируют в равных долях. Но метростроители надеются, что федеральные власти могут расщедриться к грядущему 800-летию города хотя бы еще на одну новую станцию. Роман Кряжев