Портам выставили счет
Как стало известно "Ъ", ФАС взыщет с НМТП и Global Ports в целом почти 17 млрд руб. В такую сумму служба оценила доходы компаний от монополистической деятельности в 2015 году. Мурманский торговый порт, проходивший по тому же делу, оправдан; своего вердикта ожидает UCL Владимира Лисина. По мнению аналитиков, расходы неподъемны и сумма будет уменьшена через суд, куда планируют обратиться пострадавшие. ФАС выдала предписание Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП, подконтролен "Транснефти" и группе "Сумма" Зиявудина Магомедова) и трем компаниям группы Global Ports -- Первому контейнерному терминалу (ПКТ), "Петролеспорту" и Восточной стивидорной компании (ВСК) -- перечислить в бюджет 16,8 млрд руб. дохода, полученного в результате злоупотребления доминирующим положением. Об этом "Ъ" сообщили источники в отрасли и подтвердили в ФАС. Сумма к взысканию с НМТП составляет 9,74 млрд руб., с ПКТ -- 4,17 млрд руб., "Петролеспорта" -- 1,27 млрд руб. и с ВСК -- 1,6 млрд руб. Перечислить деньги компании должны в течение 180 дней. ФАС возбудила антимонопольные дела против девяти стивидоров в июне 2016 года, заподозрив их в завышении цен на перевалку контейнеров, зерна, нефти и минудобрений. Это НМТП и Приморский торговый порт ("Транснефть" и "Сумма"), ПКТ, "Петролеспорт" и ВСК (Global Ports), Туапсинский морской торговый порт и Контейнерный терминал Санкт-Петербург (входят в UCLH Владимира Лисина), а также подконтрольные структурам Андрея Мельниченко Мурманский морской торговый порт (МТП, 39% у СУЭК, 37% у "Еврохима") и "Агросфера" (55% у "Еврохима"). В конце марта ФАС истребовала с НМТП и компаний Global Ports соответственно средства, полученные от монопольной деятельности, тогда сумма не называлась (см. "Ъ" от 23 и 27 марта). При этом ФАС оправдала мурманских стивидоров: 30 марта служба сообщила, что не нашла нарушений в действиях МТП, "Агросферы" и Мурманского балкерного терминала, что цены их увеличивались соразмерно расходам, а также они перевели, как настаивала ФАС, цены в рубли (НМТП с 1 января перевел в рубли только цены на каботажные перевозки). В отношении их дело было прекращено. Но источник в отрасли отмечает, что у мурманских компаний и должны быть низкие цены, так как, будучи фактически кэптивными портами химиков, они развиваются за счет доходов от реализации удобрений, а не ставки перевалки. В НМТП "Ъ" заявили, что придерживаются прежней позиции: компания не согласна с решением ФАС, будет оспаривать его в суде, а также настаивает, что не завышала тарифы, а если бы завышала, клиенты могли бы направить грузы через другие терминалы, чего они не сделали. В суд компания пойдет в ближайшие недели, говорит источник, знакомый с ситуацией. В Global Ports говорят, что не получали решений и предписаний ФАС и не знают о факте их выхода. "Что касается обнародованной позиции ФАС, то мы убеждены, что не нарушали антимонопольного законодательства, и намерены отстаивать свою правоту в суде",-- заявляют в Global Ports. В ФАС пояснили, что сумма получена путем вычета из фактического дохода за год, когда произошло нарушение, того дохода, который был бы получен при норме рентабельности, соответствующей году до нарушения, проиндексированному с учетом инфляции. "До повышения цен рентабельность у стивидоров была прекрасной,-- поясняют в службе.-- Сейчас в бюджет взыскивается сверхрентабельность, но даже после этого они не останутся в убытке или в нуле". В ФАС не исключают, что нынешние дела в отношении стивидоров не последние, а также напоминают, что до сих пор не принято решение по компаниям группы UCL. При этом источник, близкий к ведомству, подчеркивает, что недавно служба прекратила дело в отношении Мурманского порта, который активно сотрудничал с ФАС и, не дожидаясь решения, перевел ставки в рубли, и уверяет, что такой опыт может быть полезен другим участникам отрасли. "Начисленные суммы существенны для компаний -- это около 35% годовой выручки для Global Ports и 18% для группы НМТП",-- отмечает Денис Ворчик из "Уралсиба", называя штрафы "неподъемными". Он также удивляется обвинениям ФАС в отношении терминалов Global Ports, которые "и так работают на высококонкурентном рынке". По мнению аналитика, обоим холдингам удастся серьезно снизить сумму штрафов через суд.