«Дикси» отрезала колбасу
Ритейлер отказался от продукции недовольного условиями работы поставщика Четвертый по обороту российский продовольственный ритейлер «Дикси» расторг договор поставки с подмосковным производителем колбас «Мортадель», сославшись на претензии к качеству. Этому предшествовал конфликт компаний из-за размера торговых наценок. Именно его в «Мортадель» считают истинной причиной решения «Дикси». Уведомление о расторжении договора поставки с ООО «Фирма “Мортадель”» гендиректор ГК «Дикси» Сергей Беляков отправил поставщику сегодня. В письме (копия есть у “Ъ”) господин Беляков пишет о «неоднократных нарушениях» сроков поставки и многократных случаях выявления некачественной продукции. К письму господина Белякова приложены результаты исследований, согласно которым в колбасных изделиях «Мортадель» обнаружены не указанные на упаковке соевый белок, гелеобразователи, глютен и другие вещества. Заказчиками исследований были «Дикси юг» и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), исполнителями — ФБУ «Ростест-Москва», ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт мясной промышленности им. В. М. Горбатова» и ФБУ «ЦСМ Московской области». Представитель «Дикси» Антон Пантелеев подтвердил отправку уведомления. «Производитель проигнорировал наши неоднократные предложения к диалогу для улучшения качества, и в результате мы приняли решение вывести небезопасные для здоровья покупателей товары из ассортимента»,— заявил он. «Мортадель» выпускает более 300 наименований мясных изделий на комбинате в Подмосковье и управляет свинокомплексом во Владимирской области на 120 тыс. голов в год. Единственный владелец и президент компании — Николай Агурбаш. Выручка в 2015 году — 1,6 млрд руб., чистая прибыль — 895 млн руб. Вице-президент «Мортадель» Эльвира Агурбаш заявила, что пока не видела письма из «Дикси»: «Если оно поступит, будем обжаловать его в ФАС (Федеральной антимонопольной службе.— “Ъ”)». Расторжение договора она связывает с нежеланием ритейлера снизить торговую наценку на продукцию «Мортадель» на 150% с текущих 182–220% и требованием вернуть более 100 млн руб., которые производитель выплатил сети за якобы «лжемаркетинг». «Федеральная сеть решила провести публичное показательное линчевание непокорного поставщика в назидание другим»,— уверена госпожа Агурбаш. Ранее «Мортадель» и «Дикси» подали друг на друга заявления в ФАС с обвинениями в нарушении закона «О конкуренции». Претензии пока рассматриваются, говорит заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров. В «Мортадель» отмечают, что договор поставки с «Дикси» был пролонгирован на год совсем недавно — 12 марта. В ритейлере затруднились уточнить эту информацию. По данным «Дикси», «Мортадель» не занимала заметной доли в колбасной категории в магазинах компании. В свою очередь, ритейлеру отгружалось около 40% всей продукции «Мортадель», подсчитала Эльвира Агурбаш. Сумма потенциальных убытков от потери сети исчисляется «сотнями миллионов рублей» в год, говорит она. Кроме «Дикси» «Мортадель» поставляет продукцию также в «Магнит», «Ленту», «Азбуку вкуса» и др. Возврата товара из-за претензий к качеству от других сетей не было, уверяет госпожа Агурбаш. В «Ленте» заявили, что пока не располагают данными последнего аудита качества продукции «Мортадель», в «Азбуке вкуса» не ответили на этот вопрос, получить комментарий «Магнита» не удалось. Как говорят в «Мортадель», в январе—ноябре 2016 года «Дикси» вернула компании около 60 тонн продукции, ссылаясь на претензии к качеству. «На весь этот товар у нас есть заключения сотрудников Государственной ветеринарной службы Московской области о соответствии всем требованиям качества и безопасности»,— сказала Эльвира Агурбаш. То, что «Мортадель» сразу не обжаловала результаты этих исследований, может осложнить шансы на пересмотр решения «Дикси», полагает адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Алексей Выручаев. По его мнению, судебный спор компаний может затянуться на два года. Анатолий Костырев