От Амстердама до Беляева: история советских «хрущевок»
Владимир Путин поручил Сергею Собянину снести в Москве все хрущевки. Город подсчитал, что это больше 7,5 тысяч домов. Программа их сноса и переселения может растянуться на 20 лет. Накануне жилищной революции в Москве «МИР 24» вспоминает: кто, как и зачем застраивал столицу хрущевками. ЗАГРАНИЧНАЯ ИДЕЯ Иосиф Бродский сравнил архитектора Ле Корбюзье с люфтваффе. В том смысле, что французский архитектор, как и немецкие летчики, сильно потрудился над изменением облика Европы. Идея советских хрущевок была позаимствована именно у него. Здание Центросоюза в Москве Работа архитектора, изменившего мир Архитектурный стиль большинства советских хрущевок называется функционализм. Ле Корбюзье до Второй мировой войны сформировал его основные принципы, это использование чистых геометрических линий (в основном прямоугольных), отсутствие сильно выступающих архитектурных деталей на фасадах, использование в строительстве готовых панелей из стекла и железобетона, простая цветовая гамма. Форма дома должна была соответствовать его назначению. Никаких излишеств, которые любили распускать в пространство довоенная Европа и «сталинский стиль» – ампирных колонн, лепнины, скульптур, шпилей, – в новой архитектуре быть не должно, гласил манифест Корбюзье. Первые подобные дома – предки советских хрущевок – были построены в Амстердаме (1923-1925 гг.) и Берлине (1926-1930 гг.). К идее строительства по заграничным лекалам в СССР пришли после Великой Отечественной войны, когда материала и денег на «сталинский ампир» стало не хватать. СКРОМНОСТЬ ХРУЩЕВА На Всесоюзном совещании строителей, которое состоялось через год после смерти Сталина, была подвергнута резкой критике «практика украшательства в архитектуре». Уже начатые стройки сталинских особняков и небоскребов были заморожены (на месте недостроенной «сталинской высотки» начали возводить гостиницу «Россия»). Появляется знаменитое постановление №1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Государство начинает экономить. Разработку первых советских хрущевок поручают деду рок-музыканта Ильи Лагутенко – архитектору Виталию Павловичу Лагутенко. БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ Перед Лагутенко стояла непростая задача – создать дешевые и одновременно безопасные дома, в которые можно было бы быстро расселять советские семьи. Панельные дома проектировались двух типов – долговечные и для временного расселения. Предполагалось, что некоторые серии хрущевок станут временным прибежищем для советский семей – переселять их жильцов в более комфортабельные дома планировалось уже через 25 лет. Однако их снос начался только при мэре Лужкове. ПЕРВЫЕ ЭКЗЕМПЛЯРЫ Первые московские хрущевки появились в 1958 году на улице Гримау (рядом со станцией метро «Академическая»). Считается, что самая первая из них находится по адресу: ул. Гримау, 16. Экспериментальный квартал панельных домов у метро «Академическая». В 1958 году район, окружающий улицу Гримау, носил название «Черемушки». Квартал «панелек», построенный там, был экспериментальным, а следовательно – рекламным. Именно этому кварталу будущего была посвящена написанная в том же году оперетта Шостаковича «Москва, Черемушки». Экспериментальный квартал состоит из домов разной этажности (от 4 до 12). Экспериментальный квартал панельных домов у метро «Академическая». Квартиры в экспериментальных хрущевках маленькие – на крохотных кухнях с трудом могла уместиться привычная для тех времен тройка выпивающих; однако есть у экспериментальных «панелей» и свои плюсы. Так, в некоторых квартирах предусмотрено окно из кухни в комнату – для подачи еды за семейный обеденный стол. Кроме того, в экспериментальном квартале до сих пор существует просторный двор-сквер, со множеством дорожек и фонтаном в центре. НАЧАЛО КОНВЕЙЕРА Первый реализованный проект панельных домов Виталия Лагутенко – серия К-7. По мнению архитектурного критика Григория Ревзина, проект Лагутенко является пиратской копией французской пятиэтажки. Серия К-7, помимо Москвы, «украшает» районы Петербурга, Саратова, Апатитов и Мурманска. Типовой дом серии К-7. Фото: Андрей Суриков, Википедия Главное отличие этой серии – максимализм. Максимализм, который был проявлен архитектором в следовании постановлению «Об отмене архитектурных излишеств». В панельной коробке К-7 ни то что нет лишних деталей, в ней нет даже балконов. Именно после массового появления этой серии новые панельные дома получают имя, связанное с генсеком, – «хрущебы». С 1958-го начинает строиться одна из самых распространенных в России серий хрущевок – 335. Панели для этих и других серий изготовлялись на заводах. Для завершения постройки их надо было только доставить на место и правильно скомпоновать, как конструктор. Поэтому хрущевки возводились довольно быстро – распространены случаи, когда новые дома собирались уже через 12 суток. Известен случай, когда бригада ленинградских стахановцев возвела хрущевку за пять дней. ОДИН ЭТАЖ И ПЛАСТИК Идеей спроектировать народное жилье вдохновились многие советские архитекторы. Борис Иофан, любитель монументальности и автор Дома на набережной, превзошел в аскетичности и экономии даже проект самого Лагутенко (серия К-7, дом без балконов). Иофан подошел к вопросу массового жилья радикально и предложил строить панельные дома… из пластика. Разумеется, из специального пластика – повышенной прочности. В качестве строительного эксперимента архитектор предлагал возвести первый пластиковый дом в московском районе Северное Измайлово. Планировалось, что пластиковыми будут в доме не только стены, но также потолки и полы. Никакой шумоизоляции не предполагалось. Коллеги Иофана предложили застроить новые районы Советского Союза одноэтажными домами. Но уже из пластмассы. Пластиковый дом футуристической конструкции имел площадь 49 кв.м. и огромное световое окно – для экономии электроэнергии. Толщина стен дома – 14 сантиметров. Стоимость возведения пластмассовой одноэтажки составляла 850 советских рублей, то есть несколько зарплат советского труженика. Стоимость постройки одной квартиры в железобетонной хрущеке была в несколько раз выше. Единственный пластмассовый одноэтажный дом был построен в Ленинграде и снесен спустя два года. НАСЛЕДИЕ ХРУЩЕВОК Хрущевки стали принципиально новым видом советского жилья и поэтому имеют свои признаки и атрибуты. В каждой квартире хрущевского панельного жилья была предусмотрена ванная (при Сталине часть Москвы еще жила в бараках без гигиенически-санитарных излишеств). Причем часто хрущевская ванная была совмещена с туалетом в один санузел. В большинстве хрущевок не было электрических плит для готовки – их заменяли газовые. Часто в подобных домах не было и горячего водоснабжения – помыться можно было при помощи газовой колонки, которая устанавливалась на кухне. Лишь в некоторых модификациях домов присутствует лестничный мусоропровод. Хрущевка в спальном районе. Фото: Максим Кулачков, «Мир24» Важная архитектурная деталь хрущевок – окно между туалетом и кухней. Предполагалось, что перебои с электричеством будут продолжаться длительное время, особенно в новых кварталах. А окно, установленное под потолком и имеющее высоту 40 сантиметров, поможет в дневное время получить хоть какой-то свет в санузел. В 2013 году польский архитектор Куба Снопек предложил включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО микрорайон Беляево – как памятник советской типовой застройке 1960-х годов. Положительного ответа ЮНЕСКО пока не дало, однако в международной организации заявили, что готовы рассмотреть эту заявку при условии, что навстречу пойдут власти города. Ответа из мэрии пока не поступало. Не исключено, что микрорайон Беляево, как и многие другие советские районы Москвы, вскоре утратит свой первозданный облик. Алексей Синяков