Частный бизнес обеспечит две трети финансирования проектов ГЧП
На начало 2017 года в России стадию принятия решения о реализации прошли 2446 инфраструктурных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП. Подавляющее большинство этих проектов реализуются на муниципальном уровне -- 2191 проект, на уровне регионов -- 238, на федеральном -- 17 проектов. Такие данные содержатся в исследовании Центра развития ГЧП, ТПП и Агентства стратегических инициатив. В нем отмечается, что около 480 проектов сейчас прорабатываются органами власти и около 1 тыс. структурируются частным бизнесом для запуска с использованием механизма частной инициативы. Проектов ГЧП, дошедших до стадии подписания соглашений или договоров, несколько меньше -- 2183. Общая сумма обязательств по их финансированию -- 2,04 трлн руб., из них обязательства частных партнеров -- 1,336 трлн руб. (65%). В рублях распределение проектов по уровням реализации выглядит сильно иначе, чем в штуках. Региональный уровень -- 1,039 трлн руб., федеральный -- 184 млрд руб., муниципальный -- 144 млрд руб. Основной формой ГЧП-проектов остается концессия -- таким способом будут реализованы 2,2 тыс. инфраструктурных проектов. Распределение ГЧП-проектов по объему инвестиций выглядит так: транспортная сфера -- 846 млрд руб., коммунально-энергетическая -- 417 млрд руб., социальная -- 204 млрд руб., информационно-коммуникационная -- 46,9 млрд руб., иные сферы -- 6 млрд руб. Исследование фиксирует несколько тенденций рынка ГЧП. В частности, то, что региональные и муниципальные власти переносят опыт структурирования проектов ГЧП федерального уровня в дорожную сферу -- спрос на модернизацию автодорожной инфраструктуры в регионах по-прежнему высок. Еще одно значимое событие: в июне 2016 года была заключена первая федеральная концессия в отношении железнодорожного транспорта. Речь идет о строительстве нескольких объектов в сухогрузном районе морского порта Тамань с объемом частных инвестиций 500 млн руб. Кроме того, заметна динамика в информационно-коммуникационной сфере ГЧП. Так, в 2015 году стартовали проекты по созданию систем контроля безопасности правил дорожного движения, весогабаритного контроля, системы "Платон".