Grадостроительное взаимодействие
Бизнес и власть Ни один проект в строительной отрасли не может обойтись без взаимодействия с государством и, соответственно, с госвластью. Взаимодействие необходимо на всех этапах -- от согласования проектов планировок территории до получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Цель бизнеса -- получение прибыли, а задача государства -- соблюдение общественных интересов. Специалисты по GR выстраивают взаимодействие с властью так, чтобы интересы всех сторон были соблюдены. В России GR (взаимодействие с органами власти) активно развивается с середины 1990-х годов. Профессиональное сообщество работает над принятием Госдумой закона, регламентирующего деятельность GR-специалистов. "В Минтруда РФ сейчас ведется совместная с отраслевыми объединениями работа над формированием профессионального стандарта специалиста по взаимодействию с органами власти. Мы принимаем активное участие в этом процессе. Отсутствие закона и профессионального стандарта не значит, что в стране нет GR-специалистов. Безусловно, они есть и активно работают, в частности, в рамках профессиональных ассоциаций (Петербургский GR-клуб, GR-лига)", -- рассказывает Евгений Антонов, управляющий партнер Петербургского GR-клуба. Представители различных отраслей объединяются в деловые союзы: РСПП, "Деловая Россия", ТПП РФ. Если говорить о городском строительном секторе, то это, например, Объединение строителей Санкт-Петербурга, ассоциация "Национальное объединение строителей", в области -- Союз строительных организаций Ленинградской области. GR-специалист формирует стратегию взаимодействия с органами власти внутри компании и затем реализует ее. "Строительная отрасль ведет диалог с властью. И надо отдать должное администрации Петербурга и Ленинградской области, которые прислушиваются к рекомендациями профессионального сообщества. Более того, при разработке важных законопроектов целенаправленно обращаются в организацию для выработки наилучшего решения с учетом интересов как игроков рынка, так и горожан", -- говорит Александр Львович, генеральный директор Navis Development Group. В переводе с английского лоббирование происходит от слова lobby -- "фойе, вестибюль, кулуары". Отсюда и GR-специалиста часто называют лоббистом, кулуарным менеджером, хотя лоббист чаще всего -- это специалист, оказывающий услуги компании на основе аутсорсинга, внештатный сотрудник. Другие внутрикорпоративные наименования подобной должности -- "подписанты" или "джиарщики", поскольку львиная доля рабочего времени такого сотрудника проходит в госкабинетах, где идет охота за нужными подписями. "Так повелось, что в отраслевых объединениях свои интересы представляют первые лица компаний, реже GR-специалисты. Руководители предприятий выполняют функции GR-специалистов, продвигая в рамках объединений необходимые решения для развития бизнеса. К моменту вступления в подобные ассоциации, как правило, первые лица компаний уже обладают налаженными контактами с представителями власти, поэтому заниматься выстраиванием с ними позитивных отношений или "наведением мостов" уже не требуется", -- поясняет Евгений Антонов. По его словам, большая часть работы специалиста по взаимодействию с властью состоит из рутинного мониторинга и анализа деятельности органов государственной власти, сбора информации на актуальную тему, экспертных мнений, выявления пробелов в законодательстве. "Любая коммерческая структура занимается деятельностью с целью получения прибыли. В свою очередь, государственная машина регулирует эти процессы, соотнося плоды деятельности коммерческих предприятий с интересами общества, получая от этого собственную выгоду. Основной функцией деятельности GR-менеджера является работа на опережение, когда нужно предотвратить внешние угрозы со стороны контролирующих государственных органов. Чаще всего подобными вопросами взаимодействия с властью в коммерческих компаниях занимаются генеральные директора или собственники бизнеса, то есть люди, которые головой отвечают за благополучное жизнеобеспечение своего предприятия", -- считает Екатерина Запорожченко, генеральный директор Docklands Development. "Практика показывает, что часто непосредственная работа GR-специалистов направлена на органы исполнительной власти, нежели законодательной. Это связано с возможностью более оперативно и предметно оказывать влияние на принятие решений, поясняя позицию консолидированного мнения представителей бизнеса", -- объясняет Евгений Антонов. Как говорят эксперты, с исполнительной властью разговаривают не только потому, что она -- самый быстрый инструмент решения бизнес-задач, но и потому, что она при всех ее недостатках -- понятный собеседник. Можно прогнозировать, какие договоренности возможны и как они будут выполняться. "Законодательная власть избрала своим основным инструментом общественников, и там непонятно, с кем и о чем договариваться. Формально эти группы ничего не решают. Инвестор проявил добрую волю и договорился с одним сообществом градозащитников о соблюдении неких требований. А завтра пришла другая группа, у нее свои требования и свои представления об архитектурном облике города и ранее достигнутые договоренности ее не интересуют. Что дальше? Первая группа будет "решать вопросы" со второй, притом, что легитимность обеих групп неочевидна. Это называется "крышевать", и это попытка забрать на себя часть контрольных функций власти. Наконец, ни градозащитные группы, ни возглавляющие их депутаты не несут за решения, на которых настаивают, никакой ответственности. Если завтра градозащитники настоят на каких-либо действиях, несущих городу вред, отвечать все равно будут чиновники и инвесторы, хотя решение "продавили" активисты", -- говорит один из руководителей строительной компании, активно работающей в центре Петербурга, попросивший не называть его имени. Поэтому при самом миролюбивом настрое девелопера непонятно, с кем и как ему вести диалог, если речь заходит о взаимодействии с градозащитниками, сокрушается собеседник издания. Самой традиционной отраслью экономики, где GR-специалисты востребованы постоянно, является девелопмент, то есть реконструкция земельного участка или здания с целью повышения их стоимости. Это связано с тем, что во всех крупных корпорациях существует необходимость постоянного подбора земельных участков и оформления их под строительство, получения всей разрешительной документации, подключения к сетям и ввода в эксплуатацию. Как говорят участники рынка, классический пример GR-менеджера -- экс-вице-губернатор Петербурга и уже экс-гендиректор группы ЛСР Александр Вахмистров. "Он всегда был фигурой для хождения по кабинетам и решения вопросов с властью", -- указывают эксперты. Именно ему удалось вывести основные производственные мощности из города в Ленобласть, а освободившиеся участки перевести под жилую застройку. Без его авторитета в администрации города этого бы сделать не удалось. По мнению экспертов, одна из целей лоббизма -- это способствование добросовестной конкуренции. Есть три типа лоббистской деятельности. Первый преследует цель "улучшить ситуацию для всех". Например, предлагается отменить какой-то налог внутри всей индустрии. Это хороший способ донести до государства, какие протекционистские меры необходимо принять для помощи бизнесу. Второй вариант -- на диалог с государством выходят представители индустрии, ущемленные в правах, и просят "сделать как у всех". Это называется добросовестной конкуренцией. Третий вариант -- представители индустрии просят сделать "лучше, чем у остальных". Такой поддержки, как правило, просят те, кто хочет выйти на международный рынок. И это недобросовестная конкуренция, но она часто преподносится как поддержка инновационных компаний. Участники рынка уверены, что мнение, что все вопросы в строительной отрасли решаются взятками, ошибочно. "Когда разведчик достает пистолет, кончается разведка; когда лоббист достает чемодан с деньгами, кончается лоббизм и начинается коррупция. Главное оружие лоббиста -- не чемодан с деньгами, а здравый смысл, умение заводить контакты, завоевывать доверие", -- заключает Юрий Кобаладзе, профессор МГИМО. Николай Волков