Войти в почту

Русло одето в гранит

Минстрой разрабатывает новые нормы проектирования набережных. В основе — столичный и зарубежный опыт.«ВМ» выяснила, на чей опыт планирует опираться Москва при реконструкции набережных и за какие из них возьмутся в этом году. ЗАРУБЕЖНЫЕ ОБРАЗЦЫ Москве необходимо обратиться к опыту Нью-Йорка, Лондона и Рима при реализации программы развития территорий Москвы-реки. Такого мнения придерживается датский архитектор и консультант по городскому дизайну Ян Гейл. Известный специалист заявил, что ряд мировых мегаполисов занимались такой проблемой, и их решения могут быть полезны и для российской столицы. Его бюро разрабатывало рекомендации для мегаполисов. — Хотя темпы работ по благоустройству в российской столице являются самыми быстрыми в мире, важно, что это глубокие и качественные изменения городской среды, — подчеркнул эксперт. Он обратил внимание на необходимость меньше пользоваться личными машинами. — Мы не станем счастливее от того, что начнем в два раза больше пользоваться автомобилями, — добавил Ян Гейл. И городские, и федеральные власти решили применить принципы создания комфортных пешеходных пространств и зон отдыха именно в Москве. Пожалуй, с таким подходом новая попытка градостроителей интегрировать реку в пространство Москвы обещает увенчаться успехом: в гранит должны одеть все ее русло, на месте давно не работающих заводов создать прибрежные жилые и прогулочные зоны, отодвинуть от воды автомобильные магистрали, пересмотреть навигацию, создать новые пешеходные и велосипедные дорожки. V — ЭТО МОСТ От того, как выглядят набережные и сама Москва-река, насколько она доступна горожанам, зависит облик всего города. Центр мегаполиса — Москворецкая набережная. Ее развитию поспособствовало строительство парка «Зарядье». Уже в этом году столица получит не только парк мирового уровня, но и причал для туристических судов. Набережная будет связана со всеми пешеходными маршрутами в центре Москвы. Набережную с парком соединит подземный переход, где будет размещена археологическая экспозиция. На набережной появятся зона торговли, лавочки, газоны, цветники и велодорожка. А над рекой откроется «парящий» мост в виде латинской буквы «V». Он станет еще одной необычной смотровой площадкой столицы. Для горожан и туристов он станет новой точкой притяжения и местом для памятных кадров. Москвой-рекой в городе не занимались десятилетиями, фактически про нее забыли. И вот впервые за долгие годы столица взялась за столь масштабный проект, как развитие прибрежных территорий Москвы-реки. Это мегапроект мирового уровня, аналогов которому сегодня в мире нет. Он направлен на формирование открытых общественных пространств у воды, комфортных для горожан и туристов, создание «водного» фасада мегаполиса. Что немаловажно: помимо благоустройства набережных, свое развитие получат прилегающие к ним территории. Здесь будут созданы комфортные районы, появятся новые рабочие места, получит развитие водный транспорт. Предполагается строительство автомобильных и пешеходных мостов через реку, таким образом мы обеспечим «связность» районов, расположенных на противоположных берегах Москвы-реки. В Москве вообще долгое время районы, разделенные рекой, были фактически друг от друга отрезанными, и, чтобы добраться из одного в другой, нужно было искать обходные пути, тратя на это уйму времени. Теперь эта ситуация коренным образом изменится. Безусловно, мы изучили и опыт других мегаполисов. Он показывает, что зона возле реки должна служить в первую очередь пешеходам, быть доступной для прогулок и отдыха. В Москве же пешеходам пока доступно лишь семь процентов берегов Москвы-реки. А, например, показатель доступности Темзы в Лондоне составляет 76 процентов прибрежной полосы, Сены в Париже — свыше 50 процентов. Основное требование при реализации проекта — все набережные Москвы-реки должны быть благоустроены, причем делать это будем комплексно. Наша задача — «освободить» реку, частично отведя от нее автомагистрали, снять «замок» с набережных, сделав зону у воды максимально доступной для всех — для горожан и туристов. Проект развития прибрежных территорий Москвы-реки предполагает реконструкцию и благоустройство около 60 километров набережных: частично это будет сделано на средства городского бюджета, частично — за счет инвесторов. Среди наиболее крупных площадок развития — территории бывшего Тушинского аэродрома, Симоновской набережной, Москворецкой набережной, где уже идут работы в рамках реализации проекта по возведению парка «Зарядье», и ряд других. Важную роль мы отводим созданию «естественной» реки: один из берегов Водоотводного канала планируется превратить в зеленый променад на уровне воды. Реконструкция и обустройство набережных — огромный объем работ на годы вперед. Когда проект будет осуществлен, река получит второе рождение, по-настоящему оживет и придаст новый импульс развитию прилегающих территорий, включая городские промышленные зоны. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Сергей Левкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы: - Основными зонами реорганизации по проекту развития Москвы-реки станут территории Рублево-Архангельского, Тушина, Нижних Мневников, Большого Сити, Завода имени Лихачева, Симоновской набережной, квартала «Риверпарк», где ранее располагался судоремонтный завод. Здесь строятся дороги, возводятся жилые кварталы, поддерживаются ранее действующие производства, открываются новые. Всего в рамках этого проекта до 2035 года запланировано ввести более 11 миллионов квадратных метров недвижимости. Окончательный объем будет известен после завершения разработки градостроительной документации. СПРАВКА В рамках программы «Моя улица» в этом году благоустроят Кадашевскую, Гончарную и Москворецкую набережные. Столичные археологи планируют найти и изучить исторические части Кадашевской и Гончарной слободы. Но еще до начала разрытия грунта археологи будут знать, где и какие объекты и артефакты можно обнаружить в ходе работ. ЦИФРА 10 400 гектаров составляет общая площадь территорий, прилегающих к Москве-реке. По данным столичного Стройкомплекса, это 10 процентов всей площади мегаполиса.