Предлагаемая Банком России реформа механизма санации проблемных банков позволит снизить объем средств, выделяемых регулятором на их финансовое оздоровление, но может не повлиять на эффективность процедуры самой санации. Об этом говорится в аналитическом отчете международного рейтингового агентства S&P, в котором рассматриваются возможные изменения в процессе оздоровления проблемных российских банков. Банк России предлагает ввести новую процедуру санации проблемных банков. Идея регулятора состоит в том, чтобы передать контроль над процессом их оздоровления от Агентства страхования вкладов (АСВ) к ЦБ. Регулятор будет напрямую участвовать в капитале кредитных организаций за счет учреждаемого Фонда консолидации банковского сектора, а также участвовать в управлении их активами через специальную управляющую компанию. ЦБ рассчитывает, что эта мера позволит повысить эффективность и снизить сроки санации и расходы на нее. "На наш взгляд, слишком рано судить о том, позволят ли изменения в регулировании достичь поставленных целей по повышению эффективности процесса финансового оздоровления. Еще меньше ясности в том, сможет ли регулятор улучшить контроль за уже аккумулированными рисками. Представляется более вероятным, что цель снижения расходов на финансовое оздоровление будет достигнута, поскольку подход регулятора к предоставлению ресурсов продолжает ужесточаться", - указывает S&P. Кроме того, по мнению аналитиков агентства, новые правила финансового оздоровления банков вряд ли будут способствовать повышению прозрачности оценки объема средств, выделяемых на санацию. "Во многих случаях эти оценки вызвали вопросы не только у инвестиционного сообщества, но и у самих банков-санаторов. Завышенная оценка средств, предоставленных в целях финансового оздоровления, ставит под сомнение эффективность использования ресурсов Банка России, в то время как заниженная оценка обусловливает значительные риски для инвесторов", - отмечают эксперты. Вместе с тем они подчеркивают, что прямое участие ЦБ в капитале проблемных банков поможет избежать ситуаций, в которых банки-санаторы используют средства, полученные для финансового оздоровления, в целях улучшения собственных показателей ликвидности. В качестве примера аналитики приводят Татфондбанк, руководство которого пыталось решить проблемы с ликвидностью за счет полученных от АСВ средств (10,8 млрд рублей на финансовое оздоровление банка "Советский"). При этом остается неясным, будет ли регулятор использовать в процедурах финансового оздоровления банков механизм конвертации обязательств приоритетных кредиторов в акционерный капитал этих банков (bail-in). Авторы обзора напоминают, что в настоящее время Банк России пытается использовать эту процедуру в проблемном банке "Пересвет", однако отмечают, что "механизм bail-in не является обязательным в России и не имеет четкого определения в действующем законодательстве".