Это первое снижение доходов на московском розничном рынке широкополосного доступа (ШПД), отмечает исполнительный директор компании «Директ инфо» Алексей Кондрашов. Он отметил, что базовые тарифы на интернет у провайдеров не меняются, их среднее снижение возможно за счет разовых акций. По словам Кондрашова, операторы все чаще предлагают интернет в пакете с другими сервисами, например, платным ТВ. Несмотря на попытки провайдеров удержать средний ежемесячный счет абонента (ARPU), этот показатель сокращается — в том числе из-за специализированных тарифов, отмечается в отчете «Директ инфо». Также увеличился срок действия промоакций операторов, в ходе которых предлагается ШПД по сниженным тарифам: в среднем с 1–3 месяцев он увеличился до года. По данным департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы, тарифы на широкополосный доступ на скорости до 50 Мбит/с в столице в 2016 году год к году в среднем снизились на 7,1%. Абонентская плата по ним составила 390 рублей в месяц против 430 рублей годом ранее. Доступ на скоростях 50–100 Мбит/с подешевел на 7,9% до 575 рублей, от 100 Мбит/с — на 14,2% до 969 рублей. В ДИТ отмечают, что за трехлетний период самые высокоскоростные тарифы просели на рекордные 36,8%, несмотря на падение рубля. По мнению аналитиков департамента, рынок ШПД в Москве близок к насыщению, а конкуренция высока — поэтому операторы постепенно снижают тарифы, чтобы переманивать пользователей. В то же время, чтобы удержать людей, операторы предлагают им большую скорость доступа и дополнительные опции – понижая таким образом средний ежемесячный счет абонента. В условиях усиления конкурентной борьбы один из способов удержания абонента — «подсадить» его на пакетный тариф (абоненту сложнее уйти, когда сразу несколько услуг завязаны на одном операторе и едином счете), считает аналитик ДИТа Евгений Альминов. Если его перестало устраивать качество ТВ, то менять придется и другие услуги — ШПД, телефонию, иногда и сотовую связь: для абонента это сложнее, уровень оттока падает. К тому же набирать услуги по отдельности у нескольких операторов намного дороже. По данным «Директ инфо», снижается не только выручка фиксированных операторов, но и абонентская база провайдеров. В 2016 году в Москве год к году число пользователей проводного интернета уменьшилось на 1% до 3,72 млн подписчиков. По мнению аналитиков «Директ инфо», одна из возможных причин уменьшения количества абонентов и общей стагнации рынка — конкуренция с мобильными технологиями доступа, в первую очередь с LTE. Существует категория мобильных пользователей, которым интернет нужен всегда и везде, поэтому даже дома они предпочитают использовать мобильный доступ, следует из отчета компании. Данные «Директ инфо» подтверждает статистика Минкомсвязи. В IV квартале 2015 года в Москве насчитывалось чуть более 3,75 млн пользователей ШПД, а на конец IV квартала 2016-го — чуть более 3,74 млн. По данным «Директ инфо», 1-е место по количеству абонентов проводного интернета в Москве сейчас занимает МГТС (37% рынка), за ней следуют «Ростелеком» и «Вымпелком» (22 и 14%). Напомним, власти Москвы хотят срезать сотни воздушных кабелей интернет-провайдеров. За бизнес вступились Минкомсвязи и ФАС. Если инициатива муниципальных чиновников останется в силе, десятки тысяч квартир временно могут остаться без доступа к интернету и кабельному ТВ. Линии связи переносят под землю в соответствии с московской программой благоустройства «Моя улица».