Минфин и Минэкономразвития не поддержали идею создания новой службы — Росалкогольтабакрегулирование и введение ЕГАИС для табачной отрасли. Заключения ведомств лягут в основу доклада президенту Владимиру Путину по поводу появления в табачной отрасли системы контроля производства и оборота. Участники рынка поддержали министерства, отметив, что сигареты лучше маркировать метками, как это уже сделано с меховыми изделиями. Минфин считает нецелесообразным внедрение ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота) в табачной отрасли по аналогии с алкогольной, где система себя хорошо зарекомендовала. Ведомство также не видит смысла в создании новой федеральной службы Росалкогольтабакрегулирование (РАТР), которая бы контролировала производство и оборот табачных изделий. Об этом говорится в проекте доклада президенту Владимиру Путину, копия которого есть в распоряжении «Известий». Минфин подготовил проект доклада главе государства по поручению вице-премьера Александра Хлопонина от 21 февраля. Курирующий алкогольную отрасль заместитель председателя правительства предложил президенту Владимиру Путину создать службу РАТР и внедрить ЕГАИС в табачной отрасли. Владимир Путин на письменных предложениях вице-премьера поставил резолюцию «Согласен». Поле этого аппарат правительства поручил Минфину, Минсельхозу, Минэкономразвития, Росалкогольрегулированию проработать вопрос о подобных преобразованиях и представить проект доклада президенту, ответственным исполнителем поручения был назначен Минфин. 24 марта на совещании у Александра Хлопонина состоится обсуждение позиции ведомств. В документе Минфина подчеркивается, что предложение о применении ЕГАИС к обороту табачной продукции направлено на достижение исключительно фискальных целей. В ведомстве уверены, что вопрос выпадающих доходов от проникновения на российский рынок немаркированной отечественными марками продукции не решается с помощью ЕГАИС. — Проблема возникает из-за отсутствия таможенного контроля на границе Российской Федерации со странами, входящими в Евразийский экономический союз, — сказано в проекте доклада. При отсутствии маркировки такая продукция продается в России через нелегальные каналы сбыта и цена на нее оказывается меньше, чем на аналогичную с российскими марками. — Сведения о такой продукции не попадают в ЕГАИС, а у потребителей отсутствует стимул заявлять о нелегальных каналах продаж, — сказано в документе Минфина. В нем утверждается, что «незаконный розничный оборот алкогольной продукции оценивается в диапазоне от 20 до 40% потребления, при этом внедрение ЕГАИС полностью не решило эту проблему, а только препятствует переводу незаконно произведенной продукции в легальную розницу». При этом, отмечает ведомство, единым администратором всех налоговых доходов бюджетов от акцизов является Федеральная налоговая служба (ФНС). Функция по выдаче табачных марок закреплена за ФНС, собираемость акцизов в отношении табачной продукции превышает 95%. За выдачу алкогольных марок отвечает Росалкогольрегулирование (кроме импортируемой продукции), и собираемость акцизов в отрасли по разным оценкам составляет от 60 до 80%. — В связи с этим создание Росалкогольтабакрегулирования с передачей полномочий по выдаче табачных марок нецелесообразно, поскольку это лишит ФНС действенного инструмента по обеспечению собираемости «табачных» акцизов, — отмечено в проекте доклада. В Минфине уверены, что система маркировки сигарет по аналогии с меховыми изделиями будет более совершенной, чем учет в ЕГАИС. Ведь в основе маркировки заложен уникальный цифровой код товара, а не подлинность физического носителя — специальной марки, что позволяет прослеживать движение товара на всех этапах его оборота. Поэтому ведомство настаивает на реализации подобной системы для табачной отрасли. Участники табачного рынка соглашаются с аргументацией и выводами Минфина. — Для борьбы с контрафактным производством более логичной представляется система отслеживания производственного табачного оборудования — в этом случае государство сможет заняться профилактикой возможных правонарушений, а не борьбой с их последствиями, — сказал менеджер по нормативному регулированию и взаимоотношению с органами власти Imperial Tobacco Александр Александров. Он отметил, что в большинстве случаев изъятое с незаконного производства оборудование возвращается в оборот, и систематизация учета сигаретных машин, безусловно, сделала бы этот процесс прозрачным и контролируемым. Директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яна Гуськова сказала, что выбранная в перспективе система контроля должна учитывать особенности производства сигарет и не нарушать ее работу. — Для эффективной борьбы с нелегальной торговлей сигаретами данная система должна быть внедрена также в других странах — членах Евразийского экономического союза, — сказала она. В отзыве Минэкономразвития на проект доклада, который подписан замминистра Олегом Фомичевым, сказано, что «внедрение ЕГАИС с высокой степенью вероятности приведет к сокращению количества хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, уходу табачной продукции из павильонов и концентрации розничных продаж преимущественно в крупных торговых сетях». Это повлечет за собой снижение территориальной доступности табачной продукции для потребителя, уверены в Минэке. В конечном итоге увеличится нелегальный рынок табачной продукции, вследствие чего снизятся поступления акцизов в бюджет, сказано в отзыве Фомичева. Как уже сообщали «Известия», необходимость создания Росалкогольтабакрегулирования вице-премьер Александр Хлопонин обосновывал потерями бюджета из-за увеличивающегося нелегального оборота табачных изделий. В письме президенту он утверждал, что за 2012–2016 годы потери составили 105 млрд рублей. Вице-премьер также подчеркивал, что внедрить ЕГАИС будет несложно — учитывая, что сигареты по аналогии с алкоголем маркируются акцизными и специальными марками, а из 350 тыс. торговых точек 220 тыс. уже подключены к системе. В РАР и в аппарате Александра Хлопонина от комментариев воздержались. В пресс-службах Минфина и Минэкономразвития также не стали комментировать проект доклада главе государства.