Войти в почту

Объем продаж российских сладостей за рубеж резко увеличился

Резкое увеличение продаж российских сладостей на экспорт связано с формированием конкурентной цены и открытием новых рынков, считают опрошенные «Известиями» эксперты. По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР) с начала года Россия резко увеличила продажи сладостей на экспорт и установила в январе новый рекорд — 24,7 тыс т. кондитерских изделий. Общая стоимость вывезенной продукции составила $57,1 млн, что ниже рекорда января 2013 года - тогда РФ продала за рубеж кондитерских изделий на $67,5 млн. Всего Россия поставляет кондитерские изделия более чем в 40 стран мира; в исследовании отмечается, что продажи кондитерских изделий российского производства на экспорт выросли практически по всем основным направлениям. Казахстан в январе нарастил закупки шоколада почти на 40%, до 3,3 тыс тонн, Китай — на 27% до 1,54 тыс тонн, также выросли поставки в Монголию и Азербайджан. Цена и стратегия Такое увеличение предложения связано с тем, что российская кондитерская продукция при стабильно высоком качестве, которым всегда славилась, стала конкурентной по цене, считает президент комитета по экономике общественной организации «Опора России» Алексей Каневский. «В кондитерских изделиях российских импортная составляющая — это какао, закупается в разных странах. За счет того, что курс доллара уже давно нестабилен, удалось за счет такого положения дел сформулировать внятную и конкурентную цену на внешний рынок, потому что на нем турбуленция по закупке какао до сих пор присутствует и цены нестабильны. Более того, продукция основных производителей шоколада — Германия, Швейцария всегда была дороже нашей», — отмечает эксперт. Низкий курс рубля сделал отечественные сладости конкурентными на внешних рынках, солидарна исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. По словам Каневского, вторая составляющая роста спроса на российские сладости — стратегическая. «Видимо, производители кондитерских изделий стратегически решили получать доход за счет увеличения оборота, за счет увеличения валового дохода, может быть, за счет снижения маржинальности. Таким образом, по их мнению, удается отвоевать чувствительные сегменты рынка и закрепить. Время для этого благоприятное, так как российскую валюту не очень лихорадит, и удается просчитать в какой-то удобоваримой перспективе цену на продукцию», — добавляет Каневский, отмечая, что ряд крупных кондитерских компаний ставят себе основной задачей выход на внешние рынки, понимая, что на внутреннем рынке они практически монополисты. Новые рынки Экспорт сладостей растет не первый месяц, рост отмечается с конца прошлого года: изначально рывок был сделан в начале прошлого года за счет нескольких факторов, поясняет Никитина. «Одним из них было открытие новых рынков и расширение продаж туда. В частности это был Китай, один из крупнейших прошлогодних прорывов, это было связано с тем, что наши игроки наладили контракты и поставки туда. Рынок сложный, культура отличается, но с проникновением западной культуры популярность сладостей растет и рынок постепенно открывается, причем не только для нас». С Китаем увеличение объемов кондитерского экспорта связывает и директор по коммуникациям сети индустриальных парков Dega Development Анна Букринская. «С позиций своего опыта можем связать это с тем, что большую часть продукции забирает на себя Китай и сейчас ведутся серьезные переговоры, чтобы создавать распределительные центры под кондитерские изделия близко к дальневосточным границам для того, чтобы транспортировать это в ближайшие китайские особые экономические зоны и дальше заниматься внутри Китая дистрибуцией кондитерских изделий», — отмечает эксперт. По ее словам, это связано с тем, что стандарты, по которым в России производится кондитерская продукция, и стандарты, которые действуют в Китае, совпадают, поэтому объемы увеличиваются и будут увеличиваться. «Мы можем только подтвердить рост экспорта — например, в нашем парке в Ногинске два резидента, один из них занимается производством хлеба и кондитерских изделий и они в данный момент расширяют свои площади, поскольку это связано с увеличением объемов и продаж в том числе и за рубеж, вторая компания тоже производит кондитерские изделия», — приводит пример Букринская. Положительный баланс «Продается на экспорт, в основном, дешевая продукция, это одна из особенностей наших экспортных продаж, это связано и с рынками, на которые уходит наша кондитерская продукция. У нас сладостей производится больше, чем потребляется, в этом отношении рынок насыщен, но растет он преимущественно за счет новинок, новых вкусов, разжигания интереса потребителя, это все внекризисная история», — поясняет Никитина из ЦИКР, уточняя, что в условиях кризиса действует другая модель потребления, однако рост происходит не за счет потребления, а других факторов. В январе "выстрелили" новые страны — постепенно российские экспортеры и производители расширяют сбыт, по сравнению с прошлым январем увеличилось количество стран, выросли продажи на эти страны, даже традиционные рынки увеличили объемы закупок российских сладостей, замечает эксперт. «Это говорит о том, что они достаточно конкурентны на внешних рынках, находят своих потребителей, растет экспортная продажа. Нарастил закупки Казахстан, Монголия, Азербайджан практически в 10 раз увеличил объем закупок сладостей. Есть и те, кто сокращает объемы — например, Беларусь некоторые категории закупок сократила, Украина меньше закупала. Такой вот баланс, но он — в плюс», — заключает Никитина.