Тимур Нигматуллин Москва, 22 марта - "Вести.Экономика". Последние кварталы к публикуемой Росстатом статистике действительно было очень много вопросов, рассуждает Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ГК "ФИНАМ". На пример, недавно был произведен достаточно резонансный пересмотр методологии расчета индекса промышленного производства и данных ВВП, но ведомство не представило всей полноты первичных данных на которые можно было бы опереться для проверки показателей. Конечно, Росстату в своей работе зачастую приходится сталкиваться с рядом непреодолимых сложностей. Необходимо как-то "прятать" в данных публичной статистики информацию о реализации секретных статей бюджета – тех же военных расходов. Само собой, сильно усложняет жизнь традиционная непрозрачность российской экономики из-за все еще распространенных практик ухода от налогов, обналички и т.п. Тем не менее, есть и фактические недочеты в работе. В этом отношении глава Минэкономразвития несомненно прав, когда говорит о том, что "статистика за февраль является нерепрезентативной и по фундаментальным, и по техническим причинам. База прошлого, високосного года, принятая за основу, и перенос на февраль этого года дополнительных праздничных дней исказили статистические данные". В своей работе мы так же сталкиваемся с похожими сложностями при использовании данных "первой оценки" - неуточненных и нескорректированных. Очевидно, Росстату стоит улучшать сложившееся качество раскрытия информации, работать над оперативностью.Как бы то ни было, критика главой Минэкономразвития новой методологии Росстата очевидно преследует под собой не столько цель улучшения работы ведомства – иначе это было бы сделано кулуарно, а попытку усиления аппаратных позиций своего ведомства за счет передачи контроля над статистическим ведомством в пользу МЭР. Между тем, это несет в себе очень высокие риски для всей российской экономики из-за конфликта интересов. Не секрет, что Минэкономразвития исторически делает самые оптимистичные прогнозы по экономике России из всех ведомств и негосударственных организаций. Таким образом, передача контроля над Росстатом лишит его независимости и может еще сильнее исказить статистику.На мой взгляд, для того, чтобы улучшить работу Росстата целесообразно не менять структуру подчинения ведомства, а собрать очевидно накопившиеся у прочих ведомств претензии и формализовать их в конкретных требованиях, которые в последствии могут быть приняты к реализации. Так же логичным выглядит утверждение правительством нормативов раскрытия информации как по срокам, так и по содержанию.