Войти в почту

8 лет разговоров. Когда введут электронные проездные?

На одной из планёрок в мэрии Александр Рукавишников, гендиректор Сыктывкарского автотранспортного предприятия № 1, которое занимается организацией пассажирских автобусных перевозок, заявил, что жителям надо ожидать революции в этой отрасли. По его словам, уже к концу года в сыктывкарских автобусах за проезд будут расплачиваться электронными картами. Институт кондукторов канет в лету. Автопарк заметно обновится. Но и вырастет цена – до 25 руб. за поездку. Опыт провалился Самые ранние упоминания о том, что в автобусах за проезд можно будет расплатиться карточкой, датируются 2009 г. Тогда Сергей Ситников, руководивший предприятием «Сыктывкаравтотранс», сказал, что компания рассматривает такую возможность, подглядывая за более решительными городами. В те времена стоимость внедрений этих технологий оценивалась в 200 тыс. руб. на автобус. У предприятия таких денег не было, поэтому разговоры так и остались разговорами. После нескольких лет затишья, в 2013 г., большое внимание начали уделять универсальным электронным картам – УЭК. Они должны были заменить весь пакет основных документов гражданина и привычные билеты. Системой особенно заинтересовались в Сыктывкаре: представители перевозчика «Альфатранс» (руководил всё тот же Ситников. – Авт.) заявляли, что в автобусах до конца года установят 160 электронных терминалов. Но кондукторы временно, до появления турникетов, будут работать. Летом 2013 г. стало известно, что пилотным городом, где обкатают УЭК, будет Усинск. Кондукторам пятнадцати автобусов выдали оборудование, а льготники получили карточки. Уже в прошлом году опыт должны были перенять в столице Коми. Но в мае 2015 г. выяснилось, что в Минэкономразвития России решили прекратить выдачу УЭК и ограничить их использование с 1 января 2017 г. Попытка номер... Снова оживил тему Андрей Самоделкин, мэр Сыктывкара, избранный в ноябре 2015 г. Ничего конкретного – за чей счёт и когда это произойдёт – он не сказал. На этот вопрос ответил Минпром Коми. Специалисты сослались на сложности при разработке республиканского законодательства, комплексной автоматизированной системы оплаты проезда и при решении вопросов координации работ с разными перевозчиками. Начало появления электронных билетов в Сыктывкаре перенесли на 4–й квартал 2016 г. Но и в конце прошлого года ничего не изменилось. Чиновники городского и республиканского уровня эту тему не поднимали до тех пор, пока победу в конкурсе на организацию автобусных перевозок не выиграло «САТП № 1» с Рукавишниковым во главе. Сейчас это предприятие находится в процессе выбора автоматизированной системы оплаты проезда. Перейти на карты компания планирует к концу года. В руководстве уверены: система электронных билетов даёт преимущества именно для пассажиров. Во–первых, не нужно носить с собой мелочь и тратить время на оплату и получение сдачи. Во–вторых, это уменьшит расходы на транспорт для постоянных пользователей: введут линейку карт на месяц, квартал, полугодие, которые снизят стоимость поездки по сравнению с разовой оплатой билета. Кроме того, возможно, будут предложения для школьников, студентов, пенсионеров. Какую выгоду (кроме экономии на кондукторах) получит предприятие – не озвучивается. На время переходного периода хотят запустить проект под рабочим названием «Месячный проездной». По задумке, это неименной документ, позволяющий безлимитно пользоваться городскими и пригородными автобусами в течение месяца. Основная целевая аудитория – люди, которые за день совершают две или более поездок. Ориентировочная стоимость – 1200 руб. - Сейчас мы проводим опрос в соцсетях: нужны ли такие проездные. Пока голоса разделились практически поровну, – рассказали в автотранспортном предприятии. – Если проект одобрят, мы будем готовы запустить продажи месячного проездного уже в середине апреля. А начать пользоваться им можно будет с 1 мая.

8 лет разговоров. Когда введут электронные проездные?
© АиФ Пермь