ЦБ планирует исключать из реестра аудиторов, если они не раскроют информацию о клиентах
Центробанк хотел бы ввести не менее семи требований к аудиторам, которые желают аудировать поднадзорные ему компании, следует из предложений ЦБ, направленных в Минфин («Ведомости» с ними ознакомились). Выполнение этих правил станет основанием для вступления в реестр, ЦБ намерен вести два реестра аудиторов: один для аудиторских компаний, другой – для индивидуальных аудиторов и руководителей аудиторских проверок. Согласно предложениям руководители аудиторской проверки должны иметь минимум трехлетний опыт аудита финансовых компаний и эмитентов, специализированный аттестат (в состав единой аттестационной комиссии ЦБ введет двух своих представителей) и ежегодно проходить обучение для повышения квалификации. Аудиторы, имеющие неснятую судимость либо признанные виновными в злоупотреблениях аудиторскими полномочиями, не будут допущены до реестра. Если аудиторская проверка была проведена некачественно и не выявила проблемы, а у ЦБ впоследствии возникли основания для санации либо отзыва лицензии, то ЦБ не хотел бы допускать таких проверяющих в реестр – как и аудиторские компании, заверившие недостоверную отчетность. В ЦБ подтвердили отправку предложений, а в Минфине – что рассматривают предложения Центробанка. «Необходимость повышения требований к аудиторским организациям и аудиторам общественно значимых клиентов была обозначена в прошлом году при подготовке Минфином концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности», – напомнили в пресс-службе министерства. ЦБ сможет исключать аудиторов из реестра, если суд признает аудиторское заключение заведомо ложным, а сам ЦБ – недостоверным, а также в случае, если компания нарушает стандарты аудиторской деятельности и правила независимости. Исключать из реестра ЦБ планирует аудиторов и в том случае, если в течение пяти лет аудитор неоднократно нарушал порядок предоставления информации ЦБ. В мае 2016 г. Госдума в первом чтении приняла проект поправок в аудиторское законодательство об обмене информацией между ЦБ и аудиторами. Он позволяет ЦБ запрашивать у аудиторов информацию, которую они получают в ходе проверки клиентов: о завышении либо занижении стоимости активов и обязательств, несоблюдении нормативов, выявленных нарушениях, которые не были устранены. Аудитор также может обратиться в ЦБ за информацией о предписаниях, несоблюдении требований ЦБ и может предоставить в ЦБ информацию об основаниях для надзорных мер. После согласования позиций профильных ведомств предложения ЦБ могут быть внесены ко второму чтению законопроекта, знает источник в правительстве. Центробанк предлагает предусмотреть в поправках к закону «Об аудиторской деятельности», что компания не может отказать аудитору в предоставлении информации и документов, даже сославшись на наличие сведений, содержащих коммерческую тайну, следует из текста предложений. «Непонятно, как это совмещается с понятием аудиторской тайны, норма крайне неоднозначная», – говорит сотрудник одной из СРО. «Рекомендации ЦБ являются реакцией на события в прошлом, поэтому и предпринимаемые шаги – очень колючие для аудиторского сообщества», – говорит партнер ФБК Алексей Терехов. По его словам, механизм допуска на рынок может быть использован в качестве меры недобросовестной конкуренции. «Редкие аудиторы не подтверждали отчетность банков, впоследствии попавших под санацию, – будет неправильно, если всем придется создавать новые компании», – говорит Терехов. «Центробанк ужесточил регулирование по отношению к банкам. Думаю, таким же образом ЦБ будет поступать и с аудиторами – усиленный контроль позволит навести порядок, рынок очистится от некачественного аудита и демпинга», – резюмирует гендиректор аудиторской СРО ААС Ольга Носова.