Рунету предстоит выйти из тени
Российские интернет-магазины перестанут уклоняться от уплаты налогов, а иностранные ритейлеры будут обязаны создать в России представительства по защите прав потребителей. Об этом говорится в Стратегии развития интернет-торговли в Российской Федерации. «Стратегия развития электронной торговли в РФ на 2017-2018 годы и на период до 2025 года» будет обсуждаться сегодня в Министерстве промышленности и торговли РФ, сообщает «Коммерсант». Обсуждать новую концепцию пригласили представителей интернет-магазинов, торговых агрегаторов, «Почты России», Минкомсвязи и Минфина. Документ разработан Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) при участии Ассоциации электронных торговых площадок. Стратегия содержит революционные изменения для рынка. В частности, все интернет-магазины хотят заставить принимать банковские карточки. Оплата товаров по безналичному расчету – один из пунктов стратегии. Безналичный расчет должен способствовать прозрачности интернет-торговли и значительному росту собираемости налогов. «Черные» магазины, должны уйти из Рунета, полагают эксперты. «В соответствии с нашим исследованием примерно 30% интернет-магазинов на своих сайтах заявляют, что купить за наличные у них дешевле. Соответственно, они работают вчерную. Мы хотим, чтобы такие игроки вышли из тени или в противном случае ушли с рынка»,— заявил президент АКИТ Алексей Федоров. При этом предлагается снизить стоимость эквайринга (комиссионные, которые интернет-магазины платят банкам за операции с картами). Это огромные суммы. Так, в 2015 году дистанционные продавцы потратили на эквайринг 5 млрд рублей. Арбитраж для покупателя Еще один пункт стратегии – ответственность иностранных ритейлеров перед отечественными клиентами. Зарубежные торговцы будут обязаны создавать представительства по защите прав потребителей на территории РФ. Министерство промышленности создаст специальный арбитраж, который будет решать споры между покупателями и торговыми онлайн-площадками, включая трансграничные сделки. Стратегия также предполагает регулирование товарных агрегаторов. К примеру, таких как яндекс-маркет или torg.mail.ru. В документе предлагается ввести для них дополнительную ответственность. Например, они будут обязаны проверять достоверность информации об интернет-магазинах, товарах и услугах, которые они предоставляют. Агрегаторам придется запрашивать информацию о конкретных товарах не у продавца, а у производителя. По мнению авторов стратегии, это поможет не вводить потребителей в заблуждение. Один из главных вопросов – должна ли интернет-торговля регулироваться государством или развиваться по принципу саморегулирования. Ведь необходимо не только повысить собираемость налогов и защитить потребителей, важно, чтобы на рынке сохранялась конкуренция. Интересы потребителей превыше всего В прошлом году в Министерстве промышленности и торговли России уже обсуждали Стратегию по развитию интернет-торговли в России. Глава министерства Денис Мантуров поручил подготовить ее к началу нынешнего года. «Интернет-торговля сегодня – это стремительно развивающийся сегмент, в котором государство должно проводить очень взвешенную политику без излишнего административного давления», – заявил Денис Мантуров. Более того, по словам министра, необходимо учитывать интересы и права потребителей. Министерство определило два блока мероприятий в целях развития интернет-торговли в России. Первый блок связан с мерами по развитию интернет-торговли, снятию излишних барьеров и облегчению ведения бизнеса российскими компаниями. В частности, это и запрет на торговлю алкоголем, ювелирными изделиями, лекарствами, требующий взвешенного подхода и либерализации, это и логистическая поддержка, и упрощение приема и повышение доверия при платежах в дистанционной торговле. Во втором блоке определены возможные ограничения для создания равных конкурентных условий для российских и зарубежных интернет-компаний. Что и где покупают россияне По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка интернет-торговли в России в 2016 году вырос на 21% по сравнению с 2015 и составил 920 млрд рублей. АКИТ прогнозирует, что в 2017 году объем рынка составит более 1,1 трлн рублей. Вместе с тем, рынок трансграничной торговли опережает отечественный рынок. Объем рынка трансграничной торговли в 2016 году вырос на 37% и составил 301,8 млрд рублей. Это 33% всего рынка интернет-торговли в России. Количество посылок с товарами, которые получают россияне из-за границы, растет огромными темпами. Эксперты считают, что в 2017 году количество посылок вырастет до 400 млн штук. По-прежнему больше всего товаров россияне покупают на интернет-площадках Китая. Доля посылок из этой страны составляет 90%. Из Евросоюза – 4%, США – 2%. При этом в денежном выражении Китай составляет 52%, Евросоюз 23%, США – 12%. Это говорит о том, что россияне стремятся покупать в Китае исключительно недорогие товары Самыми популярными товарами для наших потребителей являются электроника и бытовая техника, одежда, обувь. Также популярны товары для авто, парфюмерия и косметика, спорттовары. Чаще всего продаются через интернет компьютеры и ноутбуки – 28%, телефоны и смартфоны – 22%. Москва, Подмосковье и Питер Самыми крупными регионами по доле интернет-торговли являются Москва, Московская область и Петербург. Кроме того, значительный объем интернет-торговли зафиксирован в Красноярском крае, Свердловской области, Тюменской области, Самарской области, Ростовской области. Среди всех магазинов, торгующих в России наибольшую аудиторию (на январь 2017) имеет Aliexpress – более 22 млн человек. На втором месте – Ozon.ru с аудиторией около 9 млн человек, далее идут Eldorado.ru, Dns-shop.ru, Mvideo.ru и другие российские магазины Отметим, что Россия является самой крупной страной в Европе по количеству пользователей интернетом. Ежемесячно посещают сеть 84 млн россиян. Больше всего пользователей интернета в возрастной группе от 16 до 29 лет – 97%. Среди людей в возрасте от 30 до 54 лет – 82%. Среди людей старше 55 лет – лишь 28%.