Банки.ру и НРА 21 марта провели круглый стол на тему «е-ОСАГО: панацея или проклятье?». Участники обсудили насущные проблемы электронных продаж, которые явно не спасают рынок от убыточности, а также многострадальную реформу ОСАГО, которая предположительно начнется в мае 2017 года. «Могут быть компании, у которых ноль продаж» На сегодняшний день все страховые компании, у которых есть лицензия на ОСАГО, являются членами Российского союза автостраховщиков (РСА), подключены к АИС РСА и продают ОСАГО в электронном виде — по крайней мере, формально. «Могут быть компании, у которых ноль продаж, но это связано с тем, что к ним просто никто не обращался за электронным полисом», — пояснил консультант отдела методологического обеспечения обязательного страхования и противодействия страховому мошенничеству ЦБ РФ Всеволод Журавлев. По его словам, Банк России не знает примеров, когда кто-нибудь из страховщиков с лицензией ОСАГО отказывался бы вводить e-ОСАГО. Продуктовый виджет Президент НРА Виктор Четвериков, открывая дискуссию, напомнил, что электронное ОСАГО — не продукт этого года, но с 1 января 2017-го он стал обязательным. За это время уже проявилось и хорошее, и проблемы электронного полиса. «Все продукты финансового рынка так или иначе уходят в Интернет, в электронные продажи. В какой-то степени это существенно упрощает взаимодействие и покупку таких продуктов, — отметил Четвериков. — С другой стороны, есть некоторые регионы, куда это тяжело приходит, хотя, казалось бы, Интернет трансграничен, он присутствует везде». «Дальше — только радио» Начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов обозначил круг проблем, которые выявились за неполные три месяца обязательности электронных продаж ОСАГО. «2016 год был самый трудный. Дальше некуда, дальше, как говорят на одном телеканале, — только радио», — так охарактеризовал ситуацию с обязательным страхованием автогражданской ответственности представитель Российского союза автостраховщиков. По его словам, уровень выплат в 2017 году «зашкаливает», а те страховщики, которые продают электронные полисы в так называемых токсичных регионах по системе единого агента, получили неконтролируемую убыточность. «Бесконечно держать систему единого агента невозможно — рынок этого не выдержит», — подчеркнул Порватов. Спикер рассказал, что РСА мониторит ситуацию и анализирует динамику по проблемным регионам. Сегодня уже можно сравнить данные за 2016 год в целом с данными по трем кварталам и сделать выводы, как меняется ситуация. В качестве позитивного момента e-ОСАГО спикер отметил повышение доступности продаж — именно регионы с худшей доступностью стали лидерами продаж электронного ОСАГО. «Мы сейчас в тупике, но это промежуточная ситуация» Среди наиболее острых моментов на сегодняшний день Михаил Порватов назвал проработку идеи возможности заполнения страхователем заявления не на сайте страховой компании, а на сайте РСА. «Мы сейчас в тупике, но это промежуточная ситуация, — отметил представитель РСА, — все упирается в проблему создания личного кабинета и оплаты через сайт». Порватов заверил, что работа в этом направлении продолжится. Большие проблемы на сегодняшний день создает отмена бумажных паспортов транспортных средств (ПТС) — с 1 июня новые ПТС будут только в электронном виде. Порватов считает, что разрешение принимать документы в электронном виде, без бумажной копии, создает возможности для злоупотреблений со стороны страхователя. «Боюсь, что сразу появится много жителей Крыма, где территориальный коэффициент — 0,6 (самый низкий среди российских регионов. — Прим. Банки.ру). В Москве этот коэффициент — 2», — предположил спикер. Эта ветка развития кажется довольно опасной, так как потом страховым придется платить, отметил Порватов. Участники дискуссии поддержали представителя РСА и поделились собственным опытом. Рассказали о попытках подделывать сканы документов, например, занижать мощность автомобиля, чтобы снизить стоимость полиса. Электронные ПТС создают огромную проблему для страхователя новых автомобилей — он не может купить полис, так как в базе РСА нет данных по еще не зарегистрированному автомобилю. А зарегистрировать автомобиль невозможно без полиса. Более того, РСА не указан в числе организаций, которые должны быть включены в обмен этой информацией. Так что непонятно, как страховщики будут получать информацию об автомобилях. По новым правилам, в ПТС не указываются сведения о владельце, что только усугубляет ситуацию. РСА около года пытался донести до ЦБ, какие последствия будет иметь это новшество, рассказал Порватов. В итоге удалось добиться того, что регулятор прислушался к союзу в этом вопросе. Михаил Порватов также предупредил, что на повестке дня вопрос о замене оборудования и программного обеспечения для АИС РСА, так как она создана в 2012 году и сейчас работает на пределе. Многие страховщики ранее объясняли перебои с оформлением электронных полисов ОСАГО проблемами в работе базы данных союза, к которой обращается любой сайт страховой компании при проверке данных страхователя. «Мы заметили неестественный рост» Вице-президент, руководитель департамента развития прямых продаж страховой компании «Росгосстрах» Ренат Конурбаев отметил рост продаж электронных полисов ОСАГО (с момента, когда такие продажи стали обязательными, продано более 600 тыс. страховок) и большую степень консолидации этого рынка. На долю восьми компаний, продающих электронную «автогражданку», приходится около 90% рынка, причем два лидера (РГС и «РЕСО-Гарантия») обеспечивают продажи 50% всех полисов e-ОСАГО. Электронные продажи сейчас составляют около 9% от всех продаж ОСАГО, отметили участники дискуссии. Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров обратил внимание коллег на то, что продажи ОСАГО растут сейчас не только в сегменте онлайн-продаж, но и в целом по рынку. Эксперт объясняет такую положительную динамику перспективами введения натурального возмещения. Поправки в закон об ОСАГО могут вступить в силу уже в мае 2017 года, и по новым договорам будет установлен приоритет восстановительного ремонта перед денежным возмещением. Но по договорам, заключенным до этого момента, страхователь до конца срока действия полиса будет вправе выбрать — деньги или ремонт. «Потенциал естественного роста почти исчерпан, — считает Ренат Конурбаев. — Однако мы заметили «неестественный рост», за счет электронного посредничества». В марте, по данным «Росгосстраха», процент полисов, приобретенных через посредников, достиг 31%, средняя цена такого незаконного посредничества составляет 500—1 000 рублей, огромные суммы «уходят в серый кеш» вместо того, чтобы достаться страховщикам, что только усугубляет ситуацию с ОСАГО. По оценкам РГС, такого «серого кеша» — около 100 млн рублей. Посреднические операции страховщики выявляют, анализируя, с какого IP-адреса оформляется полис, какой указывается телефон, с какой карты оплачивается премия. Член правления, заместитель генерального директора по розничным продажам «Абсолют Страхования» Андрей Бурлак также подтвердил, что его компания сталкивается с незаконным посредничеством при продаже электронных полисов ОСАГО. В том числе есть случаи, когда посредник является страхователем — оформляет на себя несколько автомобилей. Автовладелец считает, что он застрахован, а посредник-страхователь расторгает договор, получает назад деньги. Страховая компания не может отказать в расторжении, отмечает Бурлак, а в итоге автовладелец остается без защиты. Комментируя ситуацию с посредниками, консультант отдела методологического обеспечения обязательного страхования и противодействия страховому мошенничеству Банка России Всеволод Журавлев пояснил, что, согласно нормативным документам ЦБ РФ, страхователь должен сам заполнять анкету и сам за себя платить. Нельзя использовать для оплаты чужую банковскую карту. Наличие одного IP-адреса не говорит о нарушениях, добавил Журавлев, так как разные страхователи могут использовать одну точку входа, например в интернет-кафе. ЦБ РФ будет внимательно отслеживать подобные нарушения, заверил он и призвал страховщиков своевременно информировать регулятора о конкретных случаях нарушений. Проблема, на которую обращали внимание многие участники круглого стола, касается взаимодействия с ГИБДД. Представитель «Росгосстраха» привел конкретные примеры штрафов, которые накладывают сотрудники службы дорожного движения на автовладельцев с электронными полисами. Представитель Центробанка Всеволод Журавлев призвал страховщиков информировать регулятора обо всех случаях подобных нарушений, чтобы этот вопрос можно было дальше прорабатывать с руководством ГИБДД. Комментируя проблему сайтов-клонов, которые собирают премии, «притворяясь» ведущими продавцами ОСАГО, Журавлев также призвал сообщать о подобных проблемах. По его мнению, подобные действия должны иметь более серьезные последствия, чем просто закрытие сайта-клона. По словам вице-президента «Росгосстраха» Рената Конурбаева, пока поддельные полисы, проданные клонами, измеряются штуками в неделю, но их количество может увеличиваться, поскольку эти ресурсы активно продвигаются в Интернете и даже выходят на первые позиции. Конурбаев рассказал, что российские сайты-клоны в РГС уже научились быстро закрывать. Но теперь мошенники открывают подобные сайты уже не только в России. «Нужно усиливать эту работу вместе с коллегами и РСА», — подчеркнул представитель РГС. «Проблема автоюристов перешла в электронную плоскость» Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров обратил внимание участников круглого стола на то, что на дворе уже март, а страховщики все еще обсуждают проблемы с доступностью и бесперебойностью ОСАГО. «В ОСАГО проблема с «автоюризмом», — подчеркнул спикер. — И электронный договор нацелен на борьбу с автоюристами». Между тем, отметил он, у армии автоюристов все в порядке с бесперебойностью. Она уже подготовлена к новым условиям — электронным продажам и натуральному возмещению — и нацелена на то, чтобы «конвейер автоюризма не останавливался». А это напрямую связано с бесперебойностью ОСАГО. Андрей Бурлак из «Абсолют Страхования» призвал присутствующих вспомнить, какими надеждами на электронные продажи страховых продуктов жил рынок. «Скоро стало понятно, что доля электронных продаж выше 2% в среднем по рынку так и не выросла. Потом была надежда на электронное ОСАГО, но практика показала: получили не то, что ожидали. Проблема «автоюристов» и убыточных регионов перешла в электронную плоскость», — посетовал Бурлак. Все усилия страховщиков по введению электронных продаж ОСАГО могут быть перечеркнуты негативом, который возникает. «Хотелось бы, чтобы сервис электронных продаж воспринимался как что-то хорошее», — отметил спикер. «Верю, что мы увидим электронную экосистему» Руководитель направления «Страхование» финансового супермаркета Банки.ру Дмитрий Жуков рассказал, что в форумах портала много обсуждений и жалоб на некорректную работу сервисов на сайтах страховщиков: не проходит оплата, не приходит уже приобретенный полис, потенциального страхователя перекидывает на сайт другой страховой компании, если есть перебои на сайте первого страховщика. «Надеемся, что проблемы носят технический характер и вскоре будут решены, — отметил Жуков. — Как агрегатор мы видим большой спрос на расчет стоимости электронного ОСАГО — более 10% пользователей интересуются электронным ОСАГО». Подвел итоги обсуждения проблем e-ОСАГО управляющий партнер НРА Павел Самиев. Он отметил, что потенциал электронных продаж страховых продуктов в мире — 8—9% во всех видах страхования. В России в 2017 году эта цифра может превысить 1%, до сих пор уровень электронных продаж не превышал 0,7%. Для развития этого канала продаж нет ни технических, ни психологических ограничений, считает эксперт. «Проблема в другой плоскости. е-ОСАГО может быстро распространиться, в разы могут расти продажи, если не будет ограничений со стороны самих страховых компаний», — полагает Самиев. Эксперт считает, что если снять вопрос непредсказуемой убыточности, то других существенных ограничений для этого рынка нет. «Верю, что мы увидим электронную экосистему, где страхователь будет жить в мобильных приложениях», — оптимистично заключил управляющий партнер НРА. Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru